г. Нижний Новгород, ул. Зайцева, д. 31

413-19-81
413-66-50

[email protected]

Возведение храмов в древнем египте


Храмовая архитектура Древнего Египта

Нил делил Древний Египет не только географически, но и в плане архитектуры.

Храмы, жилые и административные постройки возводились на восточном берегу реки. Погребальные и заупокойные постройки – на западном.

Типовые особенности храмов Древнего Египта

Египетские храмы делились на три типа:

• наземные. Архитектурные комплексы в Карнаке и Луксоре – прекрасные примеры этих храмов, воздвигавшихся на открытых пространствах;

• скальные. Эти постройки вырубались в скалах. Наружу выходил лишь фасад. Храм Рамсеса II в Абу-Симбеле представляет собой скальный тип;

• полускальные. Это те храмы, которые могли сочетать в себе особенности первых двух типов. Храм царицы Хатшепсут в Долине Царей частично находится снаружи, а частично – в скале.

Посмотрите видео о храмовом комплексе в Карнаке

Древнеегипетский храм был симметричен в плане. Он начинался с аллеи сфинксов, которая вела к пилонам (от греч. – ворота, трапециевидные башни), перед которыми возвышались статуи богов и фараонов. Здесь же располагался обелиск – материализованный солнечный луч.

Авторство этого элемента традиционно приписывается египтянам. Оставляя пилоны позади, посетитель попадает во внутренний двор, окружённый колоннами – перистиль. За ним стоит гипостиль – колонный зал, освещённый солнечными лучами, падающими через потолочные просветы.

Читайте также:  Особенности архитектуры древней Греции

За гипостилем могли располагаться ещё меньшие комнаты, которые, в результате, приводили в святилище. Чем дальше вглубь храма – тем меньшее количество людей могло туда попасть.

Святилище было доступно лишь высшим жрецам и фараону. Традиционный строительный материал для храмов – камень.

Храмовый комплекс в Карнаке

Храм в Карнаке считался главным египетским святилищем. Он традиционно располагается на восточном берегу Нила и посвящён богу Амону-Ра. Эта постройка напоминает по своим размерам небольшой город (1,5 км на 700 м).

Возведение храма началось в XV веке до н. э. К строительству комплекса приложил руку не один фараон. Каждый из них выстраивал свои храмы и расширял масштабы постройки. Выдающимися архитектурными постройками считаются храмы Рамсеса I, II, III, Тутмоса I и III и фараонов из династии Птолемеев.

Комплекс состоит из трёх частей и в плане напоминает букву Т. Вход в храм обрамлён пилоном высотой 43 м, который открывает собой обширный прямоугольный внутренний двор, обставленный папирусовидными колоннами. Этот двор завершается ещё одним пилоном, впускающим посетителя в гипостильный зал.

Среди множества колонн можно заметить центральный проход, обставленный колоннадой высотой 23 м. Это самый высокий зал в Египте, потолок которого возвышается по центру, относительно боковых частей.

Читайте также:  Архитектура и строительство домов в Чехии

Через образованный выступ в зал падает свет, который играет на расписанных стенах и колоннах. В конце зала – новый пилон, за которым новый двор. Эта система залов приводила к священной комнате, где хранилась статуя бога.

С юга к храму примыкает озеро, на берегу которого расположен жук-скарабей из гранита немалых размеров. Когда-то карнакское святилище соединялось с храмом в Луксоре аллей сфинксов. Но теперь она разрушена, часть сфинксов остались нетронутыми временем. Они расположились ближе к карнакскому комплексу. Это высокие статуи львов с головами баранов.

Храмовый комплекс в Абу-Симбеле

Этот храм также был возведён фараоном Рамзесом II в XIII веке до н. э. Постройка относится к типу скальных храмов. На входном фасаде выставлены гигантские статуи покровительствующих фараону богов: Амона, Ра и Птаха. Рядом с ними соседствует сам фараон в сидячей позе. Интересно, что фараон придал свой облик всем трём богам. Рядом с ним сидит его жена – Нефертари вместе с детьми.

 Этот скальный храм представляет собой комплекс из четырёх залов. Они последовательно уменьшаются. Доступ в них, кроме самого первого, был ограничен. Самая последняя комната была доступна лишь фараону.

В святилище храма расположились те же четыре статуи, что встречают вас при входе: статуи Амона, Птаха, Ра и самого фараона. Особенностью этой постройки стало то, что 22 октября и 22 февраля с восхода солнца в храм проникает световой луч, который движется по коридору и, попадая в сакральную нишу, последовательно касается каждой из статуй (кроме статуи Птаха, бога тьмы).

Рядом с храмом мужа прорублен в скале другой, посвящённый его жене – Нефертари. При входе внутрь в гигантских альковах возвышаются шесть 10 метровых статуй фараона и его жены. Святилище возводилось в честь богини Хатхор, которой были приданы черты Нефертари.

Храм царицы Хатшепсут

Этот заупокойный храм находится с запада от Нила и относится к полускальному типу храмов. Задолго до появления греческого Парфенона, это святилище преподносит шедевр архитектурной гармонии.

На крутых скалах Ливийского плоскогорья были установлены три террасы, соединённые пандусами. Вход на каждую из террас был обозначен белоснежным портиком с колоннами.

 Ко входному пилону нижней террасы вела аллея сфинксов, начинающаяся с побережья Нила. Ширина аллеи достигала 40 метров. Перед храмом был раскинут сад с Т-образными бассейнами. Гигантские статуи украшали постройку.

        Поделиться:

nastroike.com

Удивительные храмы Древнего Египта

Древнеегипетская цивилизация, зародившаяся по берегам Нила многие тысячелетия назад, оставила нам в наследие богатейшие памятники материальной и духовной культуры. Архитектура Древнего Египта поражает монументальностью, а гробницы фараонов стали величайшими памятниками Древнего мира. Из всего историко-архитектурного великолепия выделим величественные храмы Древнего Египта, рассмотрим их особенности, расскажем об истории возведения храмовых комплексов, предназначения и функционирования.

Храм Сети I

В городе Абидос в правление фараона Сети I началось строительство его заупокойного храма, и, возможно завершил грандиозное строительство уже его сын.

В одном из помещений Сети устроил поминальный зал для своего отца Рамсеса I, который при жизни не успел выстроить собственную усыпальницу. Вход в храм украшают красивейшие колонны, капители которых выполнены в форме распустившихся бутонов папируса.

На фото: Иероглифы, найденные в храме, сейчас переехали в Карнак

Храм в Абидосе знаменит тем, что именно в нем был найден список всех царствующих фараонов Древнего Египта, от Менеса, основателя первой династии до Рамсеса I.

Абу-Симбел

Священная скала на западном берегу Нила, в которой по указанию Рамсеса II было высечено прямо в скале два храма. Красота и величие храмов свидетельствуют об уникальных технологиях и мастерстве египетских зодчих.

Первый храм, посвященный самому Рамсесу, немного больше по размерам, а на его стене высечена удивительная сцена, где фараон Рамсес поклоняется Рамсесу божеству. В стенах Абу-Симбел также справляли культы в честь Атона и бога Птаха.

Второе здание возвели в честь первой жены фараона, царицы Нефертари, и поклонялись в нем богине Хатхор.

Комплекс Мединет-Абу

В период Нового царства зародилась новая традиция в культуре, а именно возводить поминальные храмы. Они строились отдельно, и не были напрямую связаны с заупокойным комплексом фараона.

Первый такой храм возвел Рамсес III на западном берегу Нила, в местности Мединет-Абу, что недалеко от города Луксор. Небольшой по размерам заупокойный комплекс обнесен стеной с башнями, и стал ярким примером поминального храма правителей Нового царства.

Большое внимание египтяне уделяли обеспечению водой, и к величественному храму фараона был прорыт канал, и даже имелась пристань у стен храма.

Колоссы Мемнона

На месте, где сейчас возвышаются огромные скульптурные изваяния фараона Аменхотепа III, стоял храм, воздвигнутый в честь этого правителя XVIII династии.

От древнего храма, вход в который и охраняли эти две статуи, практически ничего не осталось, и судить о его монументальности мы можем только по размерам скульптур.

Намного позже колоссы были названы в честь героя Троянской войны Мемнона, имя которого буквально означает «правитель утренней зари». Колонны сильно повреждены и требуют полной реставрации.

Египетский Храм Хатшепсут

На трех скальных террасах в долине Дейр эль-Бахри в XV в. до н.э. был выстроен величественный заупокойный храм прославленной царицы Египта Хапшесут.

Он был возведен египтянином Сенмутом, а на строительство сложного архитектурного сооружения, высеченного прямо в скалах, ушло 9 лет. На то время культовая постройка являлась настоящим шедевром архитектуры, на площадках которого располагались озера и росли деревья.

Вход в храм украшал портик, по обеим сторонам которого находились статуи самой царицы с головами Осириса.

Эдфу

Типы египетских храмов менялись с течением времени, и уже в эпоху поздних царств стали возводить сложные архитектурные конструкции. Так храм Эдфу, начало строительства которого началось примерно в 237 году до н.э., стал вторым по величине после Карнакского.

Храм возвели в честь бога Хора, статуя которого установлена во внутреннем дворе. Высота пилонов достигает 36 м, а внутренний двор окружают 32 колонны.

Стены Эдфу украшены сценами из древнеегипетских мифов, а также посвящениями богу Хору и фараонам.

Храмы острова Филе

Красивейший остров посреди Нила считался у египтян священным, ведь именно на нем, согласно преданиям, был захоронен Осирис. Он считался неприступным, так право находиться на нем имели только посвященные жрецы.

На острове были выстроены культовые сооружения. В начале IV столетия до н.э., первый храм в честь богини Хатхор возвел фараон Нектанеб I. Во времена императора Траяна был возведен знаменитый киоск императора, который и являлся, вероятно, главным входом в огромный храм Исиды.

Кроме того, на чудесном острове сохранились пилон с колоннадой, но большой храм богини Исиды практически не сохранился.

Ком Омбо

В долине Нила в городе античной эпохи Нубит был выстроен уникальный храм, в котором справляли культы двум древнеегипетским божествам.

Симметричный храм строился в течение почти 150 лет, с 180 по 47 годы до н.э., когда Египет находился под властью Птолемеев. Храм имел два входа, у которых посетителей встречали величественные скульптуры божеств, справа — могущественный Гор с головой сокола, а слева стоял с головой крокодила грозный Себек.

Если рассматривать архитектурные особенности сооружения, то это, по сути, два храма, которые зеркально отображают друг друга.

Храм Калабша

В период римского владычества, примерно в 30 году н.э., в честь нубийского бога солнца Мандулиса был выстроен большой храм на правом берегу священного Нила.

Это было довольно большое сооружение, шириной в 22 м и длиной 76 м. Строительство началось в правление императора Октавиана Августа, но до конца архитектурный замысел так и не довели.

Как и многие памятники архитектуры Древнего Египта, храм перенесли в ходе строительства Асуанской плотины.

Хонсу

В эпоху Нового царства в правление Рамсеса III началось строительство небольшого храмового комплекса в честь египетских богов.

Завершили строительство уже в античный период. Фараон Нектанеб I выстроил большой гипостильный зал, а Птолемей III выстроил у храма огромные ворота, которые время сохранило и до наших дней.

Храм неоднократно перестраивался, и можно увидеть несоответствие некоторых архитектурных элементов по сравнению с первоначальным замыслом.

Луксорский Храм

В южной части Фив был выстроен величественный храм в честь бога Амона-Ра. Кроме верховного божества Древнего Египта в нем поклонялись также царице неба Мут и сыну Амона Хонсу. Он стал ярким примером архитектурного стиля Нового царства.

Центральная часть строения была возведена при фараоне Аменхотепе III, а его последователи достроили двор, окруженный 74 клонами. Здание являлось местом проведения фестиваля Опет, на который собирались жители Верхнего Египта.

Во время празднеств статуи божеств торжественно переносили из карнакских храмов, которые были соединены мощеной дорогой с луксорским. Сегодня посещение этого места является важнейшей частью туристических маршрутов по Египту.

Карнакский храм

Сейчас, по сохранившимся архитектурным элементам, можно только представить какой могущественный был храм, возведенный в честь древнеегипетской триады божеств — Амона, Мут и Хонса.

Карнакский храмовый комплекс основали приблизительно в 3200 году до н.э, и он стал главным святилищем египтян. Каждый фараон считал своим высшим долгом внести свой вклад в архитектурный облик храмов. Так, фараон Иниотеф I воздвиг здесь восьмигранную колонну, а Хапшесут создала отдельное святилище в честь богини Мут.

Самым значительным строением комплекса является храм бога Амона-Ра, выстроенный фараонами XVIII династии.

Сложно описать красоту древнеегипетских храмов. Величественные и монументальные культовые сооружения древних египтян предназначались богам, а также возводились, чтобы показать могущество государства. Все обряды и ритуалы в стенах этих сакральных мест проводили жрецы, а само слово «храм» в Древнем Египте изображалось иероглифом, который буквально обозначал «дом, в котором проживают боги».

Храмовые комплексы Древнего Египта давно вошли в сокровищницу мировой культуры, став молчаливыми свидетелями истории, которые, впрочем, многое могут рассказать о далеком прошлом человечества.

Автор статьи: Валерий Скиба

thebiggest.ru

Древнеегипетский храм: часть первая

«Это вне всяких сомнений самое изумительное и самое уродливое растение из всех когда-либо привезённых в нашу страну» – так о вельвичии в 1862 году в письме к Томасу Гексли отозвался один из величайших английских ботаников XIX века Джозеф Долтон Гукер. Именно ему довелось дать ей первое научное описание и присвоить современное бинарное имя: вельвичия удивительная (Welwitschia mirabilis).

В своём названии Гукер отдал должное одновременно и австрийскому ботанику Фридриху Вельвичу, открывшему это растение в 1859 году, и способности вельвичии удивлять даже бывалых биологов. Среди её уникальных особенностей и причудливая внешность, и странный образ жизни, и даже возраст, который, по некоторым оценкам, может достигать 2000 лет. Кроме того, у вельвичии полностью отсутствуют родственники. Фраза «единственная в своём роде» относительно неё – это не просто оборот речи, а точный классификационный факт.

Как выяснилось ещё во времена Гукера, в таксономическом отношении вельвичия – круглая сирота. Она – последний живой представитель своего ботанического рода и семейства; все остальные её родственники давным-давно вымерли.

Судя по ископаемым находкам, ещё в начале мелового периода в южной Африке существовало целое семейство Вельвичиевых, представители которого процветали в гораздо более влажном, чем сегодня, климате. Когда в начале кайнозойской эры он стал меняться и становиться всё более засушливым, почти все они постепенно исчезли. Единственным видом, которому удалось приспособиться и выжить, стала вельвичия удивительная.

Женский экземпляр вельвичии удивительной в пустыне Намиб. Вельвичия встречается на территории всего двух стран мира – Анголы и Намибии, и изображена на государственном гербе последней.

Точная таксономия этого реликтового растения до сих пор остаётся спорной. Новейшие классификации помещают семейство Вельвичиевых в маленький порядок Гнетовых, куда кроме него входят ещё два однородовых семейства не менее странных растений. Все они эволюционно очень далеки друг от друга, но самое обособленное положение в этой разношёрстной компании занимает именно вельвичия.

Сегодня она встречается только в специфических условиях пустыни Намиб, где её в 1859 году и обнаружил Фридрих Вельвич.

Европейская наука узнала о вельвичии благодаря австрийскому ботанику Фридриху Вельвичу (1806 – 1872), который с 1853 по 1861 год по заказу правительства Португалии исследовал флору и фауну Анголы (на тот момент – португальской колонии). За это время он собрал коллекцию образцов приблизительно пяти тысяч видов местных растений, из которых около тысячи были новыми для науки. Некоторые из них впоследствии назвали в его честь.

Главным открытием Вельвича, по-настоящему прославившим его имя, стало обнаружение вельвичии удивительной. Впервые он встретил её 3 сентября 1859 года около города Мосамедиш в юго-западной Анголе. По легенде, он был так поражён находкой, что опустился на колени и какое-то время просто смотрел на неё, боясь, как бы вельвичия не исчезла, оказавшись плодом его воображения.

О своей находке Вельвич написал сэру Уильяму Гукеру, директору Королевских ботанических садов Кью в Лондоне. Тот передал письмо своему сыну, члену Линнеевского общества Джозефу Долтону Гукеру, который и стал заниматься необычным новым видом.

В письме Вельвич дал краткое описание найденного им растения и предложил назвать его Tumboa по местному ангольскому наименованию (n’tumbo).

Осенью 1861 года Уильям Гукер получил новую почту из далёкой Африки. На этот раз это была посылка от известного английского художника Томаса Бейнса (1820 – 1875), который тогда путешествовал по Дамараленду (району на северо-западе современной Намибии). В посылке был рисунок и плохо сохранившиеся шишки растения, которое Джозеф Долтон Гукер немедленно опознал как соответствующее находке Вельвича.

Поскольку сопроводительного письма к своей посылке Бейнс приложить не удосужился, Гукер поначалу не был уверен в том, кто же из его корреспондентов первым открыл новый вид. Поэтому он дал растению временное название Tumboa bainesii. Вскоре, впрочем, ситуация прояснилась, и он с согласия Вельвича поменял его на Welwitschia mirabilis. С 1863 года, когда Джозеф Долтон Гукер опубликовал первое научное описание вельвичии, это номенклатурное обозначение стало официальным.

Публикация Гукера быстро привлекла внимание ботаников. Вельвичия оказалась объектом пристального изучения, и исследователи выявили новые подробности её строения и образа жизни.

Выяснилось, что она – эндемик пустыни Намиб в юго-западной Африке, где произрастает на узкой полосе земли шириной около 150 и длиной в 1000 километров вдоль побережья Атлантического океана, начиная от реки Куйсеб в центральной Намибии и заканчивая рекой Бентьяба в южной Анголе.

Приоритет открытия вельвичии принадлежит австрийскому ботанику Фридриху Вельвичу, который обнаружил её в Анголе 3 октября 1859 года. Вторым был англичанин Томас Бейнс, встретивший это растение в высохшем русле реки Свакоп в Намибии в 1861 году.

Здешние природные условия очень суровы. Летом температура воздуха может превышать 45 °C, а поверхность земли нагреваться до 70 градусов. Зимой по ночам нередки минусовые температуры. Но главная проблема, с которой приходится иметь дело вельвичии – это недостаток воды.

Дожди в этих местах непредсказуемы и скудны. В среднем в регионе выпадает менее 100 мм осадков в год, а кое-где у побережья не набирается и 20. В некоторые годы дождей не бывает вообще. Рек тоже практически нет, а те, что есть – либо текут под землёй, либо образуются сезонно и пересыхают, не достигая океана.

Поразительно, но оказавшись в таких засушливых условиях, вельвичия не выработала способности накапливать воду про запас, как делают все «нормальные» пустынные растения. Она «выбрала» иную стратегию выживания, и за долгие миллионы лет эволюции научилась извлекать влагу буквально из воздуха.

Дело в том, что места произрастания вельвичии знамениты густыми туманами, которые образуются, когда охлаждённые холодным Бенгельским течением воздушные массы встречаются с горячим воздухом пустыни Намиб. В отличие от здешних крайне редких и нерегулярных дождей, они случаются около 300 дней в году, и, по оценкам учёных, добавляют к скудному годовому количеству местных осадков ещё около 50 мм воды.

Туманы окутывают пустынное побережье Намибии и Анголы приблизительно на 80 километров вглубь материка. В этой «полосе жизни» и растёт большинство экземпляров вельвичии, которая выживает только благодаря их регулярной влаге.

Воду туманов вельвичия извлекает в основном своими листьями. В отличие от большинства представителей флоры пустынь они у неё длинные, широкие и тонкие и больше похожи на те, которыми располагают растения тропиков и других влажных мест. На каждый квадратный сантиметр их поверхности приходится до 22 тысяч устьиц (пор), которые остаются открытыми во время туманов и дождей и впитывают их живительную воду. Именно это и позволяет вельвичии существовать в крайне засушливых условиях пустыни Намиб.

Женский экземпляр вельвичии крупным планом. Своими необычно большими для пустынных растений листьями вельвичия улавливает воду. В жаркие дни устьица на них закрываются, сокращая испарение влаги.

Помимо непосредственного поглощения воды, вельвичия использует свои крупные листья и ещё одним интересным способом. Роса, которая образуется на их поверхности во время туманов, стекает по ним на землю, благодаря чему растение как бы «поливает» собственные корни.

Корневая система вельвичии тоже устроена так, чтобы по максимуму извлекать всю доступную влагу. За сбор дождевой воды отвечает обширная сеть тонких впитывающих корней, которые простираются в верхнем слое почвы до 30 метров вокруг растения. Грунтовые же воды вбирает длинный стержневой корень, который у крупных экземпляров вельвичии может уходить на глубину до 8 метров.

Не характерные для пустынь огромные размеры и наличие большого количества пор – не единственные уникальные особенности листьев вельвичии. Ещё более поразительно то, что их, несмотря на весь ворох зелёных и серо-бурых лент над взрослыми растениями, – всего две штуки, и вельвичия сохраняет их всю свою долгую жизнь. Они появляются вскоре после прорастания семени и затем, словно два конвейерных полотна, бесконечно выходят из растения наружу.

По достижении приблизительно двухметровой длины листья начинают разделяться на отдельные полосы, а их концы – растрёпываться и сворачиваться в кольца. Из-за этого взрослые вельвичии выглядят словно выброшенные на берег гигантские зелёные осьминоги.

Растут листья вельвичий со скоростью около 13,8 сантиметра в год и в среднем достигают 2 – 4 метров длины (из которых более половины – это отмершая ткань). У крупных старых экземпляров эти показатели могут быть значительно выше – до 6,2 метра длины и 1,8 метра ширины. Общий размах лежащих на земле листьев может достигать 8,7 метра.

Как листья, так и «цветоножки» мужских и женских растений растут у вельвичии из верхней кромки ствола.

Оба листа вельвичии растут из верхней кромки её прочного волокнистого неветвящегося ствола, который, как и всё у вельвичии, тоже необычен. Его верхушечная точка роста очень рано отмирает, из-за чего ствол с возрастом увеличивается в основном не вверх, а вширь, постепенно приобретая характерный вид вогнутого диска до метра в поперечнике.

Из-за такого уникального типа роста средняя высота вельвичий невелика и составляет всего около полуметра. Впрочем, бывают и исключения: крупнейший зарегистрированный экземпляр из кратера Мессум в Намибии имеет высоту 1,8 метра.

Поскольку вельвичии не образуют годовых колец, их точная продолжительность жизни неизвестна. Радиоуглеродное датирование показывает, что средний возраст представителей этого вида составляет 500 – 600 лет. Учитывая, что ствол у вельвичий растёт со скоростью всего около 1 мм в год, некоторые исследователи полагают, что её самые большие экземпляры могут быть старше 1500 лет, а в единичных случаях достигать даже двухтысячелетнего возраста.

Как бы то ни было, вельвичия всю жизнь отращивает одну-единственную пару листьев, которые поэтому являются самыми долгоживущими в мире растений.

Ещё одной странностью вельвичии является то, что это – голосеменное растение, а все присущие ей морфологические схожести с цветковыми видами мировой флоры возникли совершенно независимо от последних. Как показывает генетический анализ, порядок Гнетовых, куда входит вельвичия, развился из отдела Хвойных, и поэтому она, как ни удивительно, является родственником, например, современных сосен, кедров и елей.

Как и эти растения, для размножения вельвичия образует мужские и женские шишки (стробилы) на соответствующих особях (то есть, в отличие от большинства Хвойных, она двудомна).

Популяции вельвичии тяготеют к руслам пересыхающих и подземных рек. Но даже здесь, чтобы не конкурировать друг с другом за воду, они растут разобщённо, единичными экземплярами либо небольшими редкими группами. На переднем плане – молодая вельвичия с женскими шишками.

Производящие пыльцу мужские стробилы имеют характерный лососёвый цвет. Они достаточно мелкие и появляются группами по 2 – 3 штуки на концах ответвлений «цветоножек». Для привлечения насекомых мужские шишки вельвичии выделяют нектар с 50-процентным содержанием сахара. Женские шишки крупнее, окрашены в красновато-бурый цвет с сиреневым отливом и тоже образуются на концах ветвящихся репродуктивных отростков. Как и мужские, они производят капельки нектара.

Недавние исследования показали, что размер, большой вес и липкость не дают пыльце вельвичии эффективно распространяться по воздуху. С мужских особей на женские её переносят различные виды ос и других насекомых.

Семена в женских шишках созревают приблизительно через 9 месяцев после опыления. Одно женское растение может нести более 100 стробил и производить от 10 до 20 тысяч семян за раз. Семена имеют размеры 25 на 36 миллиметров и снабжены двумя крыловидными выростами, которые позволяют им разноситься ветром.

Большое количество семян необходимо вельвичии для гарантированного выживания вида. Согласно исследованиям, в природе только 0,1% от их числа даёт всходы. Остальные гибнут от грибковых инфекций, поедаются мелкими пустынными животными или просто теряют всхожесть, поскольку сохраняют жизнеспособность лишь считанные годы.

Прорастают семена вельвичии только после нескольких дождливых дней подряд. Из-за того, что это случается довольно редко, растения какой-либо одной группы часто имеют одинаковый возраст, так как все они появились из семян, взошедших в один и тот же удачный год.

На первый взгляд вырастить на подоконнике такое экзотичное растение как вельвичия невозможно. Однако на деле это не намного сложнее, чем завести обычную герань.

Вельвичия легко разводится семенами, которые при желании нетрудно купить в Интернете. Высевают их в грубый стерильный грунт вроде крупного песка.

Прорастая, каждое семя выпускает две семядоли, постепенно отрастающие до длины 25 – 35 миллиметров и сохраняющиеся у растения около полутора лет. Вскоре после них появляются и листья. Спустя примерно четыре месяца они обгоняют семядоли в размере.

Крупное женское растение вельвичии с полностью созревшими и рассыпающимися шишками. Вокруг видны разбросанные ветром семена.

Наиболее сложный период в разведении вельвичии – первые восемь месяцев после появления всходов. В это время сеянцы подвержены грибковым заболеваниям, и их необходимо обрабатывать фунгицидами (взрослые вельвичии от болезней практически не страдают).

Другой важной особенностью растения является довольно нежный стержневой корень, который нельзя повреждать при пересадках. Он весьма длинный, поэтому вельвичии нужен высокий горшок.

Наконец, следует помнить, что, хоть вельвичия и является пустынным жителем, запасать воду она не умеет и поэтому её необходимо регулярно поливать (особенно в молодом возрасте).

На сегодня численность вельвичии в дикой природе достаточно велика. Растение всё ещё обычно в регионах своего произрастания и находится вне угрозы непосредственного исчезновения. Тем не менее, по классификации Международного союза охраны природы вельвичия относится к близким к уязвимому положению видам, а её будущее исследователи оценивают как далеко не безоблачное.

Дело в том, что у вельвичии очень низкие темпы воспроизводства и роста, а ареал обитания хоть и широк, но охватывает лишь одну-единственную экологически ограниченную и уязвимую зону. Поэтому и в Намибии, и в Анголе вельвичия защищена системой национальных парков, а учёные постоянно отслеживают состояние её популяции.

Наибольшие опасения у специалистов вызывают грибковые поражения женских шишек и семян, уничтожающих до 80% потомства вельвичии. Из других угроз отмечены повреждения растений туристическими автобусами и внедорожниками, а также незаконный браконьерский сбор.

При этом, как ни парадоксально, в отношении наносимого человеком вреда в неблагополучной Анголе вельвичия защищена сравнительно надёжней, чем в спокойной и зажиточной Намибии. Дело в том, что после почти 30-летней гражданской войны там осталось много минных полей, которые отпугивают большинство потенциальных двуногих вредителей.

Молодое женское растение с ещё не разделившейся на отдельные ленты парой листьев.

Помимо антропогенных угроз, вельвичия страдает и от объедания дикими животными и домашним скотом. Ориксы, спрингбоки, горные зебры Хартмана и чёрные носороги в пору сильной засухи жуют её листья ради содержащейся в них воды, иногда обгладывая их до самого основания. К счастью, это обычно не смертельно для растения, и листья вскоре отрастают снова.

В прежние времена немногочисленное аборигенное население пустыни Намиб употребляло вельвичию в пищу. В периоды голода представители местных кочевых народов собирали её женские шишки и ели их как в сыром, так и запечённом виде. Теперь это в прошлом, и сегодня основная «задача» этого уникального растения – привлекать экотуристов с их деньгами. В Намибии, например, туры «в пустыню к вельвичии» давно являются популярным туристическим продуктом.

Удобнее всего посмотреть на вельвичию в условиях дикой природы можно на так называемых Вельвичиевых равнинах в северной части огромного Национального парка «Намиб-Науклуфт». Они находятся примерно в 50 километрах к востоку от прибрежного намибского города Свакопмунда, откуда на равнины не трудно попасть, купив тур у многочисленных местных турагентств. Не запрещается, впрочем, ездить и самостоятельно. Для этого в Свакопмунде нужно арендовать внедорожник и приобрести входные билеты в Национальный парк. В комплекте с ними идёт карта с обозначенными достопримечательностями и кемпингами (для ночёвки в которых необходимо разрешение).

Специально для тех, кто приезжает в парк ради вельвичий, по равнинам проложен автомобильный маршрут Вельвичия-Драйв, поездка по которому занимает около 4 часов. Вдоль маршрута расставлены 13 пронумерованных каменных маяков, отмечающих его наиболее интересные места. У каждого из них можно остановиться и заняться исследованием местности. Номер 12 – это так называемая «Большая вельвичия» высотой в 1,4 метра и диаметром лежащих на земле листьев около 5 метров. По пути встречаются и другие вельвичии, обложенные каменными кругами для их лёгкого обнаружения.

В Национальном парке «Намиб-Науклуфт» вельвичии для удобства их распознавания часто обозначены каменными кругами.

Отправляясь в дорогу, следует запастись водой, едой и бензином, поскольку на Вельвичия-Драйв нет ни заправок, ни магазинов. Также необходимо помнить, что длинные и широкие листья вельвичий дают укрытие многим жителям пустыни, в том числе скорпионам и змеям. Поэтому нужно быть осторожным и стараться ничего не трогать.

Сегодня вельвичия выращивается во многих ботанических садах мира, и чтобы на неё посмотреть, ехать в Намибию не обязательно. Однако по достоинству оценить это уникальное растение можно лишь в его естественной среде обитания, к которой вельвичия так великолепно приспособлена. Поэтому, оказавшись в северной Намибии, нельзя не завести с ней знакомства. Она не только самый необычный представитель флоры этой страны, но и одно из наиболее причудливых растений всей планеты в целом.

История появления одного из главных архитектурных шедевров Северной Индии – джайпурского дворца Хава-Махал – началась задолго до его фактической постройки в 1799 году. Как и другие культурные особенности региона, это здание – результат многих столетий противостояния и трудного сближения индуистских и исламских традиций. В этом смысле Хава-Махал восходит к событиям, начавшимся ещё в VIII веке, когда Северная Индия впервые столкнулась с угрозой мусульманской экспансии.

Как известно, на её начальных порах индусам сопутствовала удача. Долгое время им удавалось успешно отражать все попытки пришельцев закрепиться к востоку от Инда. Однако с конца XII века разные исламские правители, несмотря на отчаянное индийское сопротивление всё же начали продвигаться вглубь субконтинента.

Каждый шаг давался наступающим с большим трудом. Особенно упорно захватчикам сопротивлялись раджпуты – представители разных этнических групп из варны воинов-кшатриев. Их небольшие княжества оказались для мусульман крепким орешком и надолго задержали исламский захват индийских земель.

Вид на верхние два этажа Хава-Махала с внутренней стороны здания.

Дольше всего с оружием в руках отстаивали свою свободу раджпутские государства нынешнего индийского штата Раджастхан. Только могучая империя Великих Моголов смогла превратить их в своих вассалов, но даже под всесильной могольской властью воинственные раджпуты не раз поднимали восстания.

Несмотря на многовековую вражду, раджпуто-могольские отношения не сводилась к одним только военным конфликтам. За долгие годы сосуществования представители высших сословий раджпутов переняли у своих сюзеренов и некоторые их традиции. В частности, женщины из аристократических раджпутских семей со временем стали соблюдать пурду – мусульманский по происхождению обычай женского затворничества. Кроме того, раджпуты позаимствовали у моголов немало особенностей их архитектуры.

Аркады и купола Хава-Махала отчётливо свидетельствуют о могольском влиянии на раджпутскую архитектуру.

Именно в качестве своеобразного результата этих заимствований в 1799 году и появился замечательный памятник индийского зодчества под названием Хава-Махал.

Хава-Махал расположен в Джайпуре, знаменитом Розовом городе Индии, который был основан 18 ноября 1727 года махараджей Джай Сингхом II в качестве новой столицы своего старинного раджпутского княжества. Сегодня этот шумный трёхмиллионник является главным городом крупнейшего индийского штата – жаркого и пустынного Раджастхана.

Своим поэтичным вторым названием Джайпур обязан цвету песчаника, из которого строился его исторический центр. Именно здесь, в самом сердце старого города и находится популярнейшая достопримечательность и символ Джайпура – дворец Хава-Махал.

Это красивое сужающееся кверху пятиэтажное здание в 1799 году построил внук основателя Джайпура махараджа Пратап Сингх. Считается, что Хава-Махал возведён в форме короны бога Кришны, которому махараджа был очень предан. Дворец гармонично сочетает в себе индуистские и могольские архитектурные традиции, являясь подлинным олицетворением раджпутского зодчества.

Как и остальные здания в историческом центре города, Хава-Махал построен из красного песчаника. Помимо этого, снаружи он выкрашен в нежно-розовый цвет, красиво подчёркнутый белой канвой и узорами.

Самой узнаваемой особенностью Хава-Махала являются особые балконы-джхароки, которыми украшен каждый из пяти этажей главного фасада здания. Они изящно оформлены декоративными купольными балдахинами и закрыты ажурными резными ширмами с крошечными окнами.

«Гребень» пятиэтажного главного фасада Хава-Махала имеет высоту 15 метров. Несмотря на это у него очень тонкие стены: их толщина составляет всего 20 сантиметров.

Джхароки представляют собой одну из характернейших черт раджпутской архитектуры. Интересно, что при всех их эстетических достоинствах они были не просто элементами художественного убранства того или иного здания, а строились с чёткой практической целью.

Как уже было сказано, под властью Великих Моголов высшая аристократия индуистов-раджпутов переняла исламскую традицию пурды. Согласно ей женщинам знатных раджпутских домов запрещалось появляться перед чужаками. По сути это означало, что они были обречены находиться взаперти всю свою жизнь. Единственное «взаимодействие» с окружающим миром для них сводилось к пассивному наблюдению за городской повседневностью. Для этого и были придуманы свойственные раджпутской архитектуре закрытые балконы-джхароки, пришедшиеся как нельзя кстати при возведении Хава-Махала.

Замысловато декорированная внешняя стена Хава-Махала резко контрастирует с незатейливым видом его заднего фасада, который (как и интерьер постройки) довольно прост и практически лишён украшений.

Дело в том, что Хава-Махал непосредственно прилегает к женскому крылу огромного Городского дворцового комплекса. Для живших там аристократок из княжеского дома махараджи Джайпура он и был построен. Каждой из женщин в Хава-Махале была отведена небольшая личная комната, закрытая от посторонних глаз джхарокой. Находясь там, хозяйка комнаты могла незаметно наблюдать за запретной для неё уличной жизнью города.

Помимо раджпутских балконов интересной особенностью Хава-Махала является его способность легко пропускать через себя наружный прохладный воздух. За это он, собственно, и получил своё название, которое переводится как «Дворец ветров».

Ценное для знойного Раджастхана свойство самоохлаждаться появилось у Хава-Махала благодаря его особой плоской планировке. Из пяти этажей дворца верхние три имеют толщину всего в одну комнату, что позволяет ветру свободно гулять по всем помещениям здания. Кроме того, раньше система естественного воздушного кондиционирования дополнялась ещё и фонтанами.

Необычный дворец Хава-Махал с его ажурными балкончиками-джхароками очень популярен у туристов. Джайпур хорошо сообщён с остальной Индией автомобильными и железными дорогами и имеет под боком международный аэропорт, поэтому здесь всегда много как местных, так и иностранных посетителей.

Поскольку Хава-Махал был своего рода железным занавесом между женщинами княжеского дома и внешним миром, входа с главного фасада у него нет. Все, кто имел право сюда входить, делали это с территории Городского дворца. Сегодня, чтобы оказаться внутри, нужно обойти Хава-Махала слева.

У дворца отсутствуют привычные лестницы для подъёма на верхние этажи. Вместо них устроены специальные пандусы.

Пройдя через величавые входные врата, посетитель попадает в просторный внутренний двор, с трёх сторон окружённый двухэтажными постройками. С четвёртой стороны находится сам Хава-Махал, закрывающий двор с востока. Туристы могут подняться на самый верх здания и насладиться прекрасными видами на город. Сверху, например, отлично видно знаменитую обсерваторию Джантар-Мантар и Городской дворец.

В Хава-Махале есть также небольшой археологический музей. Выставленная здесь миниатюрная живопись и богатые экспонаты вроде церемониальных доспехов помогут посетителям оживить в своём воображении образы далёкого раджпутского прошлого.

Хава-Махал открыт с 9:00 до 17:00. Лучшее время для посещения – раннее утро, когда Дворец ветров выглядит особенно потрясающе, источая оранжево-розовое сияние в золотых лучах восходящего солнца.

Входная плата для взрослых иностранцев составляет 50 индийских рупий; студенты платят вдвое меньше. Услуги гида обойдутся в 200 рупий, аудиогид на английском языке – в 110.

destinata.ru

ЕГИПЕТСКИЙ ХРАМ

 Как понять архитектуру египетского храма, построенного несколько тысячелетий тому назад? Как разобраться во всех его частях, во всех его деталях? Конечно, если мы будем со вниманием вглядываться в каждый камень, будем искать объяснения всего увиденного и наблюденного, то в конце концов многое поймем, многое станет нам ясным. Однако есть и другой путь, который позволит достигнуть куда более ощутимых результатов. Этот путь связан с познанием человека той эпохи, его суждений, его представлений о природе и мире. Поэтому, если на наше счастье от этой глубокой древности до нас дошла лишь строчка, говорящая о взглядах создателя этих непонятных, иной раз даже каких-то таинственных сооружений, то мы получим в руки путеводную нить — ключ к пониманию существа заинтересовавших нас произведений — их композиции, составляющих частей, тех или иных приемов и отдельных детален, которые в совокупности определяют архитектурный замысел.

 Судьба, в данном случае, благоприятствовала нам. До нас дошла надпись, вложенная жрецами в уста бога Амона, главного божества Фив — столицы Египта эпохи Нового царства (XVI—XI вв. до н. э.). В ней он так обращается к фараону: «Я дал тебе силу и победу над всеми странами; я распространил твою славу повсюду, страх перед тобою до четырех столбов неба... и поверг твоих врагов под твои сандалии... земля в длину и ширину, на запад и восток подвластна тебе». Если такой неизмеримой силой, величием и славой был, по мнению египтян, наделен фараон, то каков же должен был быть сам бог Амон! Вот эта-то неземная сила и величие божества нашли свое выражение во всемирно известных грандиозных храмах Древнего Египта — в Карнаке, Луксоре и Эдфу. Здесь все было поставлено на службу прославления божества и его земного наместника — фараона.

1. Храм Хонсу в Карнаке. XII в. до н. э. План

 Из истории мы знаем, что храм — это, по представлениям того времени, земное жилище бога. Поэтому по размаху архитектурной композиции, по величию грандиозных архитектурных масс, по силе создаваемого тонко рассчитанного впечатления храм несравним с царским дворцом той эпохи, хотя в отдельных своих частях он все же зависел от него. А эта зависимость, эта связь не случайны. Ведь храм сооружался на средства фараона и как величайшее деяние его времени прославлял фараона — заказчика и вдохновителя постройки.

 Чтобы попасть в храм, чтобы удостоиться лицезреть его святыню, чтобы ощутить все величие божества, египтянину надо было приготовиться пройти ряд этапов — «ступеней очищения». С этой-то целью была разработана определенная последовательность частей египетского храма, воспринимаемого в процессе движения — во времени. Эта система поражает нас и сейчас своей продуманностью и вниманием к каждой детали (илл. 1).

 Длинная двухкилометровая аллея из одинаковых по форме и размеру сфинксов — овнов (баранов), водруженных на высокие постаменты, ведет к храму, возведенному на краю пустыни. Мерный ритм расстановки этих скульптур, их одинаковый облик настраивал на определенный лад участников медленно двигавшейся процессии. Каждый из сфинксов наделен деталью, которая создает представление о роли и значении идущего мимо этих своеобразных скульптур человека — голова каждого сфинкса опирается на небольшую человеческую фигурку. Различие в масштабе настолько велико, что сперва даже можно не заметить этой фигурки, но ее неоднократное повторение заставляет, наконец, глаз не только остановиться на ней, но и сопоставить ее с монументальной формой животного. А так как человек привык сравнивать себя, порой даже интуитивно, с различными предметами видимого мира для определения их размера, то сфинксы сразу же как бы вырастают в его сознании в масштабе, в то время как сам человек невольно начинает казаться неизмеримо малым, даже ничтожным перед лицом этих застывших таинственных стражей храма. Этот прием сопоставления масштабов, неоднократно повторяемый в архитектуре египетского храма, позволял достигнуть необычайно эффектных результатов, порабощая сознание древнего египтянина.

 Наконец, мы перед храмом, вернее перед его входом, поскольку само здание храма невидимо за двумя широкими и высокими стенами—пилонами, скрывающими его от нашего взора. В древности по сторонам храма располагались обнесенные высокими оградами сады. Ими могли пользоваться только жрецы, что не позволяло видеть храм с боковых точек зрения.

 Оба сужающиеся ввысь пилона отгораживают внешнее пространство от того, что ждет нас за ними. Перед пилонами поставлены четыре огромные статуи фараона - строителя храма, как бы охраняющие вход и вместе с тем его прославляющие. На плоскостях стен пилонов видна многометровая фигура фараона в мчащейся колеснице, поражающая маленькие фигурки врагов. Вновь это масштабное сопоставление фигур зрительно увеличивает пилоны, делает их поистине грандиозными. Этой же цели служил и другой, уже чисто архитектурный прием, заставляющий еще сильнее почувствовать всю колоссальность архитектурных форм. Между пилонами расположен портал входа в храм. Нетрудно заметить, что его большой размер согласован с размером скульптур и изображений на пилонах. Однако некогда в этот портал был вставлен другой, деревянный, значительно меньший, сквозь который проходили люди. Этот деревянный «человеческий» портал в сопоставлении с большим каменным порталом и пилонами как никакая другая деталь говорил о ничтожестве входившего человека по сравнению с изображениями фараона и самой архитектурой священного жилища божества.

 Мы минуем портал и входим на широкий обнесенный высокой каменной стеной двор. Вдоль стен идут колоннады (см. обложку), дававшие защиту паломникам от палящих лучей солнца. Но и тут впечатление от колоссальных архитектурных форм не покидает нас. На обратной стороне пилонов все те же грандиозные фигуры, резко очерченные врезанной в камне контурной линией — бороздой. Вглядываясь в эти изображения, мы видим, что их рисунок часто не считается с каменной кладкой стен. Более того, кладка порой как бы подчинена рисунку, поскольку различные по величине блоки камня не образуют ровных рядов, а предстают компактной единой массой так называемой циклопической кладки, поверх которой бегут линии рисунка фигур. Тут стоит вспомнить и представить себе излюбленные в Древнем Египте ночные шествия. Неровный, пляшущий свет факелов не только заставлял четче выглядеть божественные изображения, но и таинственно изменял их очертания благодаря бегущим полосам света и тени. Фигуры как бы оживали, двигались, изменялись.

2. Гипостильный зал храма Амона в Карнаке. Кон. XIV - нач. XIII вв. до н. э.

Это умение воспользоваться светом и тенью с целью обрисовать массивность стен архитектор Древнего Египта показал в такой детали, как венчающая часть пилона. Криволинейное очертание выкружки, как бы выбранной в массиве кладки, и нависающий полувал завершающей плиты «лепят» архитектурную форму, позволяют познать толщу пилонов, отделяют гладкую ослепительную поверхность их стен, готовую слиться с знойным небом. Этот прием «лепки» тенью архитектурных форм перенесен и в детали. Не менее последовательно применены зрительно тяжелые пропорции, выраженные обычно в целых числах (вспомним египетский треугольник с отношением сторон 3:4:5), так соответствующие незыблемости инертных каменных масс египетской архитектуры.

 За двором расположен гипостильный зал — «зал явлений» божества, сплошь заставленный могучими колоннами, несущими перекрытие из массивных каменных блоков (илл. 2). Колонны заканчиваются капителями, то собранными в бутоны, то распускающимися, в священный цветок Нила — лотос. Колонны уподоблялись каменному лесу, воздвигнутому по воле фараона, а перекрытие, окрашенное в синий цвет с золотыми звездами и изображениями парящих птиц, символизировало небо. Здесь, в этом таинственном месте, погруженном в полумрак, могли находиться лишь избранные. Свет проникал сюда либо через дверь, либо через окна, размещенные под потолком, там, где более высокие колонны прохода сменялись низкими. Далее, за гипостильным залом, располагалось святилище, совершенно лишенное света, куда могли войти лишь жрецы.

 Нетрудно заметить, что архитектурная композиция египетского храма, всего его грандиозного по размаху комплекса рассчитана на последовательное восприятие в течение определенного времени. Сперва длинная аллея сфинксов подготовляет человека к входу в храм. Затем следует зрительно тесный проход между гигантскими пилонами, за которыми открывается пространство двора храма. Он, в свою очередь, сменяется гипостильным залом — «залом явлений», с его лесом колонн, подавляющих своей массивностью вошедшего человека. Полумрак настраивает на восприятие чего-то необыкновенного. И, наконец, это необыкновенное — изображение божества — появлялось, несомое жрецами, возможно, в то мгновение, когда последний луч заходящего солнца, освещая таинственное святилище, проникал сквозь двери, преднамеренно расположенные друг против друга.

 Какая последовательность, какая логика композиционного построения, тесно связанная с восприятием мира и природы в ту далекую от нас эпоху! 

Следующая глава

design.wikireading.ru

Древние храмы Египта: 10 самых загадочных строений

Храм в Древнем Египте – главная сокровищница мудрости, учености и религиозных культов. В него приходили люди, чтобы узнать судьбу или пожертвовать богам часть своего имущества для получения удачи. Они служили мостами между миром людей и потусторонним царством мертвых.

Архитектура древнего Египта: храмы

Из-за того, что «страна папируса» полностью лишена леса, главным строительным материалом для сооружений был камень и кирпич-сырец. Для домов крестьян использовалась грязь из Нила. Древние храмы Египта сооружались из камня или вырубались в скалах. Возводили религиозные сооружения по приказам фараонов и украшали максимально роскошно и торжественно. Особой формой поклонения богам были пирамиды. В них хоронились только самые могущественные правители государства.

Типы храмов Древнего Египта

Историки и архитекторы выделяют 3 типа храмов Древнего Египта:

  • Пещерные. Такие сооружения вырубались в скалах при помощи обычных камней и других простых орудий труда. Самые известные храмы этого типа расположены в Абу-Симбеле. Они поражают колоссальными размерами и огромным количеством вырубленных из камня скульптур.
  • Периптеральные. Простые, но изящные и красивые святилища богов Древнего Египта. Жертвенник в них окружен колоннами и вертикальными стенами. Красивейшие периптеральные храмы находятся в Элефантине и Мединет-абу.
  • Более поздние. Сооружения периода упадка Египта, в который архитекторы пытались наложить черты и детали греческой архитектуры на египетскую. Лучше храмы этого типа обнаружены в Филе, Эдфу, Калабше.

Храмовые комплексы Древнего Египта

Великий Храм Мединет-Абу

Огромный храмовый комплекс на берегу реки Иордан. Первое сооружение в нем – небольшой храм в честь Амун был построены при фараонах Хатшепсут и Тутмосе III. Рамсес III возле них приказал соорудить свою гробницу и окружить весь комплекс, вместе с цехами и жилыми домами ремесленников большой кирпичной стеной. В IX веке, после эпидемии чумы жители покинули Мединет-Абу. Сейчас комплекс открыт для посещения.

Храм мединет абу

Храм Ком Омбо

Храм Ком Омбо называют «зеркальным». Он включает 2 одинаковых сооружения, которые стоят друг напротив друга. Строение возведено во времена Птолемеев. Левая часть посвящена богу Себеку (с головой крокодила), а правая Хароерису (с головой сокола). Храм Ком Омбо расположен в одноименном городе, на восточном берегу Нила. Комплекс открыт для туристов и подсвечен специальными приборами в ночное время суток.

Ъам Ком Омбо

Колоссы Мемнона

Колоссы Мемнона – две статуи высотой по 18 метров, которые изображают фараона Аменхотепа III. На боковых панелях воссоздан образ бога реки Нил – Хапи. У ног правителя высечены барельефы его жены и матери. Возраст скульптур – приблизительно 3400 лет. Материалом их для возведения служили блоки из кварцитного песчаника, которые были изготовлены возле нынешнего Каира и перемещены на расстояние в 670 км. Колоссы стоят в некрополе Фив, напротив города Луксор.

Колоссы Мемнона

Храмы острова Филе

Остров Филе во времена Древнего Египта был центром поклонения богине Изиде. Комплекс острова состоит из храма Нектанеба, храма Хатор, павильона Трояна и монументального храма Исиды. Сам остров первоначально располагался на скальной гряде, у первого порога Нила, но в 60-е годы был затоплен водохранилищем, которые возникло после возведения Асуанской ГЭС. Все сооружения с него были перенесены на островок Аджликия, где были точно воссозданы топографические условия Филе.

Остров Филе: храмы Египта

Храм Эдфу

Храм Эдфу – второй по величине храм Египта. Его строительство продолжалось с 237 по 57 годы до нашей эры и было закончено при Птолемее XII – отце легендарной царицы Клеопатры. Сооружение посвящено богу с головой ястреба – Хору. Размеры храма – 137 на 79 метров. Максимальная высота пилонов – 36 метров. Комплекс состоит из внутреннего двора, колонного зала, библиотеки, жертвенника, лаборатории и многих других помещений. Храм расположен у города Эдфу, в 100 км южнее Луксора.

Храм Эдфу

Храм Сети I в Абидосе

Сети I – фараон-отец знаменитого Рамсеса II. Он правил 1290-1975 годах до нашей эры и построил в честь себя и своего отца большой храмовый комплекс. До нынешнего времени сохранились основное здание сооружения. Стены и вспомогательные постройки были разрушены в процессе сельскохозяйственной деятельности, которая велась возле храма. Комплекс находится в некрополе города Фивы.

Храм Египта Сети I Абидос

Египетский Храм Хатшепсут

Египетский Храм Хатшепсут – гробница легендарной царицы, которая правила Египтом в 1479-1458 годах. Сооружение комплекса началось сразу после вступления принцессы на трон и продолжалось даже после ее смерти. Террасы храма достигают высоты 30 метров и когда-то были обсажены зеленью. Уникальное здание находится в местечке Дэйр-эль-Бахри, возле Луксора.

Пирамиды и храмы древнего Египта

Луксорский Храм

Луксорский храм – одно из самых величественных сооружений Египта. Он посвящен Амону, Муту и Хонсу и соединен аллеей сфинксов с Карнакским храмом. У входа в него стояли 4 огромных монолитных скульптуры. Одна из них в середине XIX века украсила площадь Согласия в Париже. Луксорский храм занимает важное место в программе круизов по Нилу.

Храмовые комплексы древнего Египта

Абу Симбел

Два храма-близнеца, которые высечены в скале высотой 100 м. Большой храм посвящен фараону Рамсесу II и богам Амону, Ра-Хорахти и Птаху. Малый в честь жены правителя – Нефертити и богини Хатхор. В 1964-1968, при затоплении водохранилища Асуанской ГЭС комплекс был разрезан на большие блоки и перенесен на 65 метров выше 200 метров дальше от Нила. Доехать до храма из Каира можно за 4 часа на автобусе.

Карнакский Храм Древнего Египта

Самый большой древний культовый комплекс, который найден археологами. Он возведен в честь трех главный божеств Египта – Амона-Ра, его жены Мут и сына Хонса. Только колонный зал храма имеет площадь 5 000 кв. м. Строительство сооружения длилось более 500 лет, с 1570 по 1100 года до нашей эры. Комплекс включен в список наследия ЮНЕСКО. Он расположен в 2,5 км севернее Луксора и ежедневно открыт для посетителей.

Архитектура древнего Египта: храмы

Смотрите также:

Мистерическое значение храмов 

Интерьер Древней Греции

drevniy-egipet.ru

Храмы Древнего Египта | Архитектура и Проектирование | Справочник

Храмы Древнего Египта: Планы храмов. Святилище. Гипостилъный зал. Передний двор и пилон. Последовательное расширение плана храмов. Перспективный план и общее расположение Карнака. Постройки, связанные с храмом.

Рассматриваемые архитектурные объекты Древнего Египта: Храмовый комплекс Карнака. Храм Сфинкса. Храм Дендера. Мединет-Абу. Южный Храм в Фивах. Луксорский храм. Храм в Эдфу. Рамессеум. Храм Рамсеса II в Ибсамбуле. Храм Сети в Абидосе. Дейр-эль-Бахри. Элефантинский храм. Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture

Египетская архитектура делится на две четко различимые группы: с одной стороны — жилища, с другой — гробницы и храмы. Жилища людей недолговечны, Они строились из непрочных материалов — глины и дерева. Гробницы и храмы, посвященные религиозным верованиям и памяти мертвых, строились для вечности и обладают той неразрушимой прочностью, которую часто ошибочно приписывают всем сооружениям древней египетской архитектуры.

ХРАМ

План. — Описание Страбона знакомит нас с общим планом египетского храма. Основной план храма состоит из следующих частей: Святилище (S) — наиболее удаленная часть храма, предназначенная для пребывания божества. Вокруг святилища расположены помещения служебного назначения, а перед ним — зал, «наос» (N), доступный только для посвященных. Перед наосом N— обширный двор А, окруженный портиками, куда допускались молящиеся.

Рисунок 42 воспроизводит один из храмов общего архитектурного комплекса Карнака. План предельно прост и четок. Нарастание эффектов достигается простейшими приемами. В большей части храмов, по мере приближения к святилищу, уровень пола повышается, плафон опускается ниже, темнота увеличивается, священный символ окружен сумраком.

Рис. 42  Рис. 43

Святилище. — Святилище почти всегда представляет собой прямоугольное помещение, украшенное только рельефами или надписями. В египетском храме нет огромной статуи, которую мы обычно встречаем в глубине греческого храма. Святилище иногда совершенно пусто, но обычно в нем находится фетиш или символ — ковчег, священная ладья и жертвенный стол.

Встречаются святилища, высеченные из цельного гранита. В Карнаке коридор отделяет святилище от окружающих помещений. Гранитный плафон перекрыт настилом из плит песчаника (рисунок 43). Двойное перекрытие разделяется, таким образом, воздушной прослойкой, защищающей внутреннее помещение от колебаний наружной температуры.

Гипостилъный зал. — Все искусство зодчего раскрыто в архитектуре гипостильных зал, расположенных перед святилищем. Площадь гипостильного зала Карнакского храма (рисунки 44 и 45) равняется половине двора Лувра. Перекрытие такого большого пространства не представляло особых трудностей благодаря множеству колонн, делящих его на узкие пролеты. Вопрос заключался лишь в том, как осветить это помещение.

В стенах никогда не пробивали окон. Два центральных ряда колонн были выше остальных (рисунок 44), благодаря чему свет проникал в промежутки между двумя уровнями плафона. Отдушины в стенах давали дополнительный свет. Эти отдушины входят в употребление со времен постройки храма Сфинкса. В Рамессеуме вертикальные отдушины на некотором расстоянии друг от друга устроены в самых плитах террасы кровли. Впрочем, возможно, что эти отверстия служили не столько для освещения, сколько для вентиляции.

Примечание: Ошибочное название переднего памятника, «пропилеи» поминального храма Хефрена (начало третьего тысячелетия до н. э.).

Центральные ряды колонн обычно имеют капитель в форме распустившегося цветка лотоса, а остальные сохраняют архаическую форму бутона. Фасад, замыкающий наос и служащий входом в него, в течение разных эпох подвергался наибольшим изменениям.

 

Рис. 44

Рис. 45

Рис. 46

В эпоху фиванских династий фасад представляет собой просто стену с единственной дверью, через которую можно было видеть внутренность храма. Впрочем, есть много исключений из этого правила. Так, в Аб-дель-Гурке, начиная с XVIII династии, гипостильный зал замыкается со стороны двора колоннадой вместо сплошной стены.

Позднее этот конструктивный прием начинает преобладать, и ко времени развития отношений между Египтом и греческим миром фасад наоса в виде колоннады становится обычным и переходит из Египта в Грецию (рисунок 46).

Рисунок 46 воспроизводит сравнительно поздний храм Дендера. Замыкающая стена не доходит доверху и представляет собой лишь низкую каменную ограду между колоннами. Тот же прием мы видим в Филе, в Эснехе и т. д.

Очень часто гипостильный зал представляет собой перекрытый впоследствии двор. В этом случае фасадом наоса служит пилон.

Передний двор и пилон. — Передний двор окружен двойным или тройным рядом портиков. При входе стоят гигантские массивы пилонов, обычно представляющих собой высокую массивную стену (рисунок 47) с одной скошенной плоскостью. Пилон зажимает портал двери и увеличивается карнизом с выкружкой. Поверхность стен покрыта рельефами, не оставляющими свободным ни малейшего пространства. Скульптура дополняет архитектуру, не подавляя ее и не нарушая строгой непрерывности линий. Перед пилоном расположены мачты, остроумное прикрепление которых показано на рисунке 48.

Рис. 47 Рис. 48

Примечание: Мачты с вымпелами украшали наружный фасад пилонов и располагались обычно симметрично по сторонам от входа, перед обоими пилонами. Число их варьировалось: так например, в большом Карнакском храме было по 8 шестов с вымпелами у каждого пилона.

По бокам дверного портала высятся обелиски — коммеморативные стелы с именами основателя.

Примечание: Возникновение формы обелиска восходит к V династии эпохи Древнего царства (середина третьего тысячелетия до н. э.). Таков, например, обелиск на мастабообразном цоколе в солнечном храме фараона Наузир-Ра. В эпоху Среднего царства (начало второго тысячелетия до н. э) обелиски вытягиваются и становятся более элегантными (например обелиск Сенусерта I; высота 20,5 м). Высота обелисков эпохи Нового царства еще более увеличивается: высота обелиска Тутмоса III 37 м, Хатшепсут 29,5 м, Тутмоса I—20 м и т. д.

Наконец двойной ряд овнов и сфинксов завершают грандиозную композицию.

Примечание: Самая длинная аллея сфинксов с головами овнов соединяет Карнакский и Луксорский храмы (время Рамсеса II, 1292—1225 гг.).

Последовательное расширение плана храмов. — Египетский храм никогда не являлся вполне законченным целым. В описанном выше храме каждый из последующих фараонов перестраивал дворы в крытые залы, строил новые дворы, ставя перед ними новые пилоны. При таком постепенном разрастании храма план его усложнялся, приобретая громадные размеры, подобные комплексу храмов в Карнаке, занимающему больше трех гектаров.

Рис. 49

Рис. 50

Рис. 51

Рисунок 49, S изображает первоначальный план южного храма в Фивах: святилище с примыкающими к нему служебными помещениями, гипостильный зал, передний двор, пилон.

На рисунке 49, М (Мединет-Абу) три гипостильных зала следуют один за другим, за передним двором — еще один двор, позднейшей постройки.

На рисунке 49, Е (Эдфу) мы видим двойной гипостилыный зал; фасад заменен колоннадой, характерной для эпохи Птолемеев.

На рисунке 51 изображены рядом планы двух величайших храмов в Египте, а может быть, и во всем мире. Места последовательных пристроек отмечены штриховкой.

План L показывает Луксорский храм с его пристройками и неправильными очертаниями.

М — первоначальное святилище с примыкающими к нему двумя гипостильными залами; к ним пристроен третий, за которым расположен открытый двор с пилоном. Перед пилоном Р, который некоторое время служил фасадом храма, тянется продолговатая галерея Q, вероятно представляющая недостроенный гипостильный зал.

Перед этим незаконченным залом помещается двор R, неправильная четырехугольная форма которого обусловливается близостью нильского русла. Дальше — второй пилон S, два обелиска и аллея овнов. Последний двор построен Рамсесом II.

Рисунок 50 представляет перспективный план Карнака. Общее расположение его масс показано на рисунке 51, К. Карнак — в действительности еще более сложное сооружение и подвергался еще большим перестройкам.

Ядро храма восходит по крайней мере к XII династии. Последующие пристройки принадлежат к эпохе великих Ливанских династий. Хотя каждая часть храма и носит имя основателя, тем не менее этой хронологии доверять нельзя, так как фараоны имели обыкновение стирать имена своих предшественников и заменять их своими именами.

Первоначальные части храма расположены вокруг гранитных зал А, которые являются остатками или воспроизведением древнего святилища. Первоначальный храм не имел пилона, который впервые был сооружен Тутмосом I (XVIII династия) (пилон а). Тот же Тутмос I построил впереди этого пилона второй, более монументальный пилон В, а затем — еще более великолепный, третий пилон С.

Между пилонами В и С первоначально был расположен двор, украшенный двумя обелисками в честь царицы Хатшепсут, правившей во время малолетства Тутмоса III. Пространство между пилонами В и С было позднее обращено в гипостильный зал, и обелиски были скрыты массивами колонн. Новые сооружения окружили первоначальные постройки. Тутмос III обнес все пространство новой стеной, создал новый фасад и пристроил в Т портик.

Аменхотеп III пристроил к храму четвертый пилон D, Рамсес I возвел еще один пилон F. Сети I перестроил двор Е, находившийся между двумя этими пилонами, в гипостильный зал. Создание этого грандиознейшего в мире произведения архитектуры связано с именами Сети I и его наследника Рамсеса II. Ширина этого зала более 100 м, высота 23 м, толщина колонн равняется толщине Вандомской колонны.

Перед этим гипостильным залом расположен еще один передний двор G. Этот двор и замыкающий его пилон были последними по времени постройками Карнакского храма и принадлежат Шешонку, фараону XXII династии. Двор этот относится к X в. до н. э. (за 100 лет до постройки Иерусалимского храма и за 500 лет до Парфенона). В него включено несколько более древних святилищ. Между ними — храм К. план которого приводится на рисунке 42.

Чтобы получить полное представление о Карнаке, надо себе представить, что центральная группа зданий была окружена отдельными храмами, иногда достигавшими значительных размеров, священными водоемами и боковыми аллеями, где пилоны перемежаются с рядами сфинксов и овнов. Одна из таких аллей длиной около 2 км соединяет Луксорский храм с Карнакским.

К этим гигантским храмам можно отнести Рамессеум, построенный Рамсесом II, Мединет-Абу — постройку Рамсеса III, Филэ, Эснех, который был основан в глубокой древности, но от которого до нас дошла лишь архитектура эпохи Птолемеев и римского владычества. Все эти храмы создавались таким же образом, как и Карнакский.

Другие типы храмов. — Подобный способ расширения храмовых построек был возможен только на плоской равнине и не всегда был осуществим на всем протяжении узкой долины реки Нила. В Эфиопии храмы Ибсамбула, Бэт-эль-Уали, Герф-Госсейн вырублены в склонах скал. Рисунок 52 представляет план и разрез храма Рамсеса II в Ибсамбуле с колоссами, высеченными в массиве скалы.

В Абидосе храм Сети I (рисунок 53, А) развертывается в долине, пока ось его не достигает горы. Здесь она поворачивает под прямым углом, и задняя часть храма располагается вдоль подножия горы.

План Дейр-эль-Бахри В занимает промежуточное положение между абидосским и ибсамбульским, а именно — одна часть его расположена снаружи, и другая внутри скал.

В Дейр-эль-Бахри следует отметить еще одну особенность: этот храм расположен на поднимающихся уступами террасах. По-видимому, это единственный из египетских храмов, в котором сохранились в одном из дворов следы жертвенника. Храм этот относится к эпохе первых сношений Египта с Месопотамией, и возникает предположение, не был ли он построен под влиянием зиккурат. Так или иначе, Дейр-эль-Бахри выпадает из обычного типа египетских храмов.

Примечание: Полупещерныи храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри, представляя собой иной архитектурный тип по сравнению, например, с большими храмами в Луксоре и Карнаке, имеет, однако, с ними и некоторые аналогии. Насколько представляется возможным реконструировать храм Ментухотепов Среднего царства, надо признать здесь ряд сходных, черт с упомянутым храмом Нового царства.

Что касается небольших храмов, то их планы довольно различны. Самый древний из всех — храм Сфинкса, построенный в виде буквы Т. Изящный план Элефантинского храма (рисунок 54), представляющего собой целлу, окруженную портиками, повторяется впоследствии греческими храмами.

Рис. 52

Рис. 53

Рис. 54

Примечание: Ошибочное название переднего памятника, «пропилеи» поминального храма Хефрена (начало третьего тысячелетия до н. э.).

Постройки, связанные с храмом. — К постройкам, связанным с храмом, относятся прежде всего служебные постройки, сгруппированные около святилища. Центром таких пристроек часто служит двор, расположенный позади святилища.

В Дендера в разрушенных стенах были найдены тайники, где могли сохраняться от воров предметы культа. Затем идут строения, предназначавшиеся, по-видимому, для школ, наподобие медрессе при мусульманских мечетях.

И, наконец, необходимые в эпоху, когда деньги еще не были известны, — склады для жертвоприношений и податей, уплачиваемых натурой. Целый квартал позади Рамессеума занят длинными галереями, тесно прилегающими друг к другу и перекрытыми коробовыми сводами. В этих кладовых собирались приношения. Храм представлял собой целый город с жилищами жрецов и сокровищницами, в которых хранились его богатства. Все строения были обнесены кирпичной стеной, придававшей храму вид крепости.

Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture

arx.novosibdom.ru


Смотрите также