г. Нижний Новгород, ул. Зайцева, д. 31

413-19-81
413-66-50

[email protected]

Фото традиционные предметы быта русского народа


Из истории вещей: Садник, рогач, рубель и другие «вымершие» предметы славянского быта

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

«Вымершие» предметы славянского бытаВести хозяйство на Руси было непросто. Не имея доступа к современным благам человечества, древние мастера изобретали предметы повседневного быта, которые помогали человеку справляться со множеством дел. О многих таких изобретениях сегодня уже забыли, потому что технологии, бытовая техника и смена уклада жизни полностью вытеснили их. Но не смотря на это, по оригинальности инженерных решений древние предметы ничуть не уступают современным.

На протяжении многих лет люди хранили свои ценные вещи, одежду, деньги и прочие мелочи в сундуках. Есть версия, что они были придуманы еще в каменном веке. Достоверно известно, что их использовали древние египтяне, римляне и греки. Благодаря армиям завоевателей и кочующим племенам, сундуки распространились по всему евразийскому материку и постепенно дошли до Руси.

Сундук являлся обязательным предметом повседневного обихода./Фото: www.myhome.ru

Сундуки украшали росписью, тканью, резьбой или узорами. Они могли служить не только тайником, но кроватью, скамьей или стулом. Семья, имевшая несколько сундуков, считалась зажиточной. Одним из наиболее важных предметов народного хозяйства на Руси считался садник. Он имел вид плоской широкой лопаты на длинном черенке и предназначался для отправки хлеба или пирога в печь. Русские мастера изготавливали предмет из сплошного куска древесины, преимущественно осины, липы или ольхи. Найдя дерево нужного размера и подходящего качества, его раскалывали на две части, высекая из каждой по одной длинной доске. После чего их гладко остругивали и чертили контур будущего садника, стараясь убрать всевозможные сучки и зазубрины. Вырезав нужный предмет, его тщательно зачищали.

Русская красавица с садником в руках./Фото: med-explorer.ru

С появлением печи эти предметы стали незаменимыми в домашнем хозяйстве. Обычно они хранились в подпечном пространстве и всегда были под рукой у хозяйки. Стандартным набором печной оснастки считались несколько видов ухватов (большой, средний и маленький), чапельник и две кочерги. Чтобы не путаться в предметах, на их рукоятках вырезали опознавательные знаки. Зачастую такая утварь делалась под заказ у деревенского кузнеца, но находились умельцы, которые без труда могли сделать кочергу в домашних условиях.

Стандартный печной набор: ухват, чапельник, кочерга./Фото: www.cheboksary.ru

Во все времена хлеб считался главным изделием русской кухни. Муку для его приготовления извлекали из собранных зерновых культур, которые ежегодно высаживались и вручную собирались. Помогал им в этом серп — приспособление, имеющее вид дуги с заточенным лезвием на деревянной ручке.

Серп./Фото: assets.suredone.com

По мере необходимости собранный урожай крестьяне перемалывали в муку. Этому процессу способствовали ручные жернова. Впервые, подобное орудие было обнаружено во второй половине 1-го века до н.э. Ручной жернов имел вид двух кругов, стороны которых плотно прилегали друг к другу. Верхний слой имел специальное отверстие (в него засыпали зерно) и ручку, с помощью которой вращалась верхнюю часть жернова. Изготавливалась такая утварь из камня, гранита, дерева или песчаника.

Так выглядели жернова./Фото: nashridkup.com.ua

Помело имело вид черенка, на конце которого закрепляли сосновые, можжевеловые ветки, тряпье, мочало или хворост. Название атрибута чистоты произошло от слова мести, и применялось оно исключительно для чистки золы в печи или уборки возле нее. Для соблюдения порядка во всей избе использовалась метла. С ними было связано немало пословиц и поговорок, которые до сих пор у многих на устах.

Помело, метла и веник./Фото: prioritetinvest.ru

Как и хлеб, важным ресурсом всегда была вода. Чтобы приготовить обед, напоить скот или постирать, ее необходимо было принести. Верным помощником в этом было коромысло. Оно имело вид изогнутой палки, к концам которой крепились специальные крюки: на них цеплялись ведра. Делали коромысло из древесины липы, ивы или осины. Первые памятки об этом приспособлении датируются 16 веком, однако археологами Великого Новгорода было найдено множество коромысел, изготовленных в 11-14 столетиях.

Различные виды коромысел./Фото: static.panoramio.com

В древние времена белье вручную стирали в специальных сосудах. Для этой цели служило корыто. Кроме того, оно применялось для кормления скота, в качестве кормушки, замеса теста, готовки солений. Свое название предмет получил от слова «кора», потому как изначально именно из нее делались первые корыта. Впоследствии его стали мастерить из половинок колоды, выдалбливая в бревнах углубления.

То самое старухино корыто.

По завершению стирки и сушки белье гладили при помощи рубеля. Он имел вид прямоугольной доски с зазубринами с одной стороны. Вещи аккуратно наматывали на скалку, сверху клали рубель и катали. Таким образом, льняная ткань размягчалась и разравнивалась. Гладкую сторону расписывали и украшали резьбой.

Рубель и скалка — древние приспособления для стирки и глажки белья./Фото: moskva.doski.ru

На смену рубелю в России появился чугунный утюг. Обозначено это событие 16 веком. Стоит отметить, что был он далеко не у всех, поскольку стоил очень дорого. К тому же чугун был тяжелым, и гладить им было сложнее, чем старым способом. Существовало несколько видов утюгов, в зависимости от способа нагрева: в одни засыпались горящие угли, а другие накалялись на печи. Весил такой агрегат от 5 до 12 килограмм. Позже угли заменили чугунными болванками.

Угольный чугунный утюг./Фото: budvtemi.com

Важной составляющей русского быта была прялка. В древней Руси ее так же называли «пряслице», от слова «прясть». Популярными были прялки-донца, имеющие вид плоской доски, на которую садилась пряха, с вертикальной шейкой и лопатью. Верхняя часть прялки обильно украшалась резьбой или росписью. В начале 14 века в Европе появились первые самопрялки. Они имели вид колеса, расположенного перпендикулярно полу и цилиндра с веретеном. Женщины, одной рукой подавали к веретену нити, а другой прокручивали колесо. Такой способ скручивания волокон был проще и быстрее, что значительно облегчало работу.

Прялки-донце./Фото: www.booksite.ru

Сегодня весьма интересно увидеть, какой была дореволюционная Россия 1896 года на цветных фотографиях Франтишека Кратки.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Присоединяйтесь к нам на Facebook, чтобы видеть материалы, которых нет на сайте:

kulturologia.ru

Предметы старины, утварь

Все материалы в разделе «Предметы старины, утварь» ( 60 картинок )

  • Картинки интерьера русской избы для макета
  • Делаем макет русской избы своими руками
  • Макет избы своими руками. Шаблоны, фоны
  • Макет русской избы из бумаги. Фон для макета
  • Бесплатно: Как склеить русскую печку из бумаги
  • Русская печка. Шаблон печки из бумаги для макета «Русская изба»
  • Шаблон макета русской печки. Распечатайте и склейте.
  • Шаблон объемной русской печи для макета избы
  • Детали и шаблоны для макета русской избы своими руками
  • Баба и мужик. Персонажи для макета русской избы
  • Люлька детская для макета избы
  • Коврики. Детали макета русской избы.

страница 1 из 5,  показаны материалы с 1 по 12,  всего: 60.

www.maam.ru

Традиционный русский быт

По словам известного ученого Ю. М. Лотмана, «быт — это обычное протекание жизни в ее реально- практических формах; быт — это вещи, которые окружают нас, наши привычки и каждодневное поведение. Быт окружает нас, как воздух, и, как воздух, он заметен только тогда, когда его не хватает или он портится. Мы замечаем особенности чужого быта, но свой быт для нас неуловим — мы склонны считать его «просто жизнью», естественной нормой практического бытия. Итак, быт всегда находится в сфере практики, это мир вещей прежде всего» (Лотман 1994, 10).

Словосочетание «традиционный быт» буквально означает протекание повседневной жизни человека в формах, определенных традицией, — в обществе, где принятые и устоявшиеся правила поведения, навыки, система представлений передаются из поколения в поколение. Естественно, что традиционный быт всегда имеет этническую окраску. Именно поэтому словосочетание «традиционный быт» часто заменяется словами «народный быт», «национальный бытовой уклад », «традиционная бытовая культура» и др. В книге идет речь главным образом о бытовом укладе жизни крестьян и населения небольших провинциальных городов, сохранивших связь с сельской местностью. Это обусловлено тем, что в России XVIII — первой четверти XIX в. именно крестьянство было носителем традиционных форм культуры и быта.

Русское дворянство, большая часть купечества, рабочие крупных промышленных предприятий жили в рамках европейской культуры, урбанистической в своей основе и наднациональной по сути. Образ жизни дворянина и крестьянина настолько различались, что это позволило говорить о наличии у русских людей двух разных цивилизаций: дворянской и крестьянской. По мнению известного историка А. А. Зимина, «расхождения между цивилизациями в XVIII и XIX веках было настолько разительным, что могло создаться впечатление о двух мирах, живших каждый своей жизнью» (Зимин 2002, 11). Такой разрыв в бытовой культуре русского народа произошел в петровскую эпоху, на рубеже XVII—XVIII вв. До этого времени представители всех слоев русского общества жили в рамках традиционной культуры, характерными чертами которой были статичность, замкнутость, верность старине.

Реформы Петра Первого и его преемников в экономической и политической сферах жизни, развитие промышленности, торговли, установление прочных контактов с европейскими странами произвели переворот в культурном сознании страны. Обновление русской жизни было связано с ориентацией на светскую культуру Западной Европы — верхние слои русского общества и горожане оказались готовыми к ее восприятию и усвоению. Русское крестьянство, наоборот, в массе своей тяготело к традиционному патриархальному укладу жизни. Протопоп Аввакум в XVII в. выразил это мироощущение так: «Держу до смерти, якоже приях; не прелагаю предел вечных, до нас положено: лежи оно так во веки веком!» Стремление жить, как жили отцы и деды, поддерживалось верой в раз и навсегда обретенную «правду-истину» православия, принятого Русью в X в.

Появление каких-либо новшеств рассматривалось как откат в сторону, нарушение установленного Богом миропорядка. Замкнутость русского средневекового сознания, неготовность к общению с другими культурами вырастала из веры в особую миссию России, в избранность православного народа. В крестьянской среде постепенный отход от традиций начался в середине — второй половине XIX в. Новые веяния, зародившиеся в торговых и ремесленных селах, население которых имело прочные контакты с городом, затем достигли многих деревень, в том числе и самых отдаленных от крупных промышленных центров. В наши дни образ жизни русских крестьян строится по городской модели, но у них сохранилось и множество «остатков милой старины», безвозвратно исчезнувших из быта горожан.

Мир русской деревни представлен в книге через описание крестьянского жилища и вещей, которыми люди пользовались в своей повседневной практике. Такой подход вполне правомерен. И дом, и любой предмет обихода наделены «памятью», и потому, изучая их, можно немало узнать о социальных, религиозных, хозяйственных сторонах жизни их владельцев. Дом был средоточием жизненных сил человека, здесь он был защищен от непогоды и врагов, от опасностей внешнего мира. Здесь сменяли друг друга поколения предков, здесь он продолжал свой род, здесь столетиями формировался русский традиционный быт, который включал в себя множество предметов, необходимых человеку для жизни и работы.

Прежде всего это были орудия труда: пахотные и для боронования почвы, уборки и дальнейшей обработки урожая, с помощью которых добывался хлеб насущный; приспособления для ухода за скотом; инструменты, применявшиеся в ремеслах и промыслах. Немалое значение имел зимний и летний транспорт. Жизнь проходила в доме, внутреннее убранство которого было организовано для работы и отдыха. Дом был заполнен вещами, использовавшимися для его украшения, придания ему уюта, предметами религиозного культа, а также разнообразной утварью. Человек не мог обходиться без одежды: повседневной и праздничной, без обуви, головных уборов и др. Все эти предметы народного быта создавались либо самими крестьянами, либо деревенскими или городскими ремесленника- ми, учитывавшими потребности и вкусы своих заказчиков.

Вещи, выходившие из рук мастера, были хорошо продуманы и нередко поражали удивительной красотой. В. С. Воронов, известный специалист в области русского народного декоративного творчества, писал: «Все многообразное обилие бытовых памятников — от мощного резного наличника и расписных саней до резной указки, цветной глиняной игрушки и вершкового медного фигурного замка — поражает богатством зрелой творческой фантазии, остроумия, выдумки, наблюдательности, декоративного чутья, конструктивной смелости, технической сноровки — всей полнотой художественной одаренности, при которой легко и просто было крестьянину-художнику разнообразно конструировать и обильно украшать любую вещь обихода, обращая повседневную жизнь в глубокий и нешумный праздник живой красоты » (Воронов 1972,32-33).

Предметный мир русских крестьян был сравнительно единообразен на всем занимаемом ими пространстве России. Это особенно касается сельскохозяйственных, ремесленных орудий, транспортных средств, предметов обстановки и убранства жилища, которые за редким исключением всюду были одинаковы, что объясняется схожими природными и климатическими условиями, земледельческим типом крестьянского хозяйства. Местным своеобразием отличались предметы, мало связанные с производственной деятельностью людей, такие, как, например, одежда или праздничная утварь. Так, костюм замужней крестьянки из Вологодской губернии был не похож на костюм женщины из Курской губернии; сосуды для подачи на стол пива из Вятской губернии были не такими, как в деревнях Воронежской губернии.

Местные различия обусловливались огромными пространствами России, разобщенностью ее отдельных территорий, влиянием соседних народов и др. Характерной особенностью предметного мира русского крестьянина была его относительная неизменность, стабильность. В XVIII — начале XX в. он был в основном таким же, как и в XII— XIII вв.: такими же были соха с двумя сошниками и перекладной пблицей, деревянная борона, серп, коса, ведро, коромысло, глиняный горшок, миска, ложка, рубаха, сапоги, стол, лавка и множество других нужных человеку вещей. Это связано с вековой устойчивостью жизненных условий русских крестьян, неизменностью их главного занятия — земледелия, которое и определяло материальные потребности. В то же время предметный мир крестьян-земледельцев не был однажды сформировавшимся и застывшим.

На протяжении столетий в него постепенно включались новые вещи, необходимость которых определялась техническим прогрессом и, как следствие этого, неизбежным, хотя и сравнительно медленным изменением образа жизни. Так, в начале XV—XVI в. появилась коса-литовка, в XVII—XVIII вв. в крестьянском обиходе стало использоваться такое пахотное орудие, как косуля, в XIX в. крестьяне стали пить чай из самовара, готовить еду на чугунной сковороде, женщины начали повязывать голову вместо старинного убруса квадратным платком, надевать вместо рубахи и сарафана парочку — юбку с кофточкой. То, что когда- то казалось чужим, постепенно укоренялось, становилось своим, традиционным. Параллельно с этим из обихода уходили вещи, изжившие себя.

В первой половине XIX в. перестали пользоваться сундуками- подголовниками для хранения денег и ценностей в пути. В конце XIX в. из праздничного обихода исчез скобкарь, который с XII в. служил для подачи пива на стол. Смена предметов происходила незаметно; с одними вещами расставались без сожаления, другие, утрачивая функциональность, превращались в обрядовые, третьи оставлялись «на поминок» об ушедших из этого мира людях. Каждый предмет русского традиционного быта имел двуединую природу: в повседневной практике вещи использовались по своему прямому, утилитарному назначению, в обрядовой практике они проявляли значения символов.

Например, метлой подметали избу, в Страстной четверг метла использовалась для защиты дома от нечистой силы: женщина садилась на нее верхом и с определенными заклинаниями объезжала свой дом. В ступе толкли пестом крупяные зерна, в руках свахи ступа с пестом превращались в символ мужского и женского соития. Шубу носили в холодное время года, — шуба, расстеленная для молодоженов на лавке, становилась знаком их плодовитости в браке. Горшок был непременным атрибутом свадебного и похоронного ритуалов, его разбивали в знак изменения статуса человека. После брачной ночи его разбивал дружка на пороге комнаты новобрачных, тем самым как бы показывая присутствующим, что ночь прошла благополучно. В ритуале похорон горшок разбивали при выносе покойника из дома, чтобы умерший не смог вернуться в мир живых. Кокошник оставался женским праздничным головным убором и символом замужества. «Вещность» и «знаковость» присутствовали во всех предметах народного быта.

Одни предметы обладали большим семиотическим статусом, другие — меньшим. Высокой степенью знаковости были наделены, например, полотенца — полотнища орнаментированной ткани, предназначенные для украшения интерьера. В родинно-крестильной, свадебной, погребально-поминальной обрядности они выступали преимущественно как знаки принадлежности человека к определенной семье — «роду-племени». В отдельных ситуациях некоторые предметы, превращаясь в символы, полностью теряли свою вещную природу.

Так,. Ю. М. Лотман в той же книге дал примеры, когда хлеб из привычной для нас сферы употребления переходит в сферу значения: в словах известной христианской молитвы «Хлеб наш насущный даждь нам днесь» хлеб превращается в пищу, потребную для поддержания жизни; в словах Иисуса Христа, приведенных в Евангелии от Иоанна: «Я есмь хлеб жизни; приходящий ко мне не будет алкать» (Иоанн, 6:35), хлеб и обозначающее его слово образуют сложное символическое сочетание. Традиционный русский быт настолько богат и ярок, что представить его в одной книге во всей полноте фактически невозможно. В этом энциклопедическом словаре объединены статьи об устройстве крестьянского жилища, о транспорте, об орудиях труда и об основных предметах крестьянского обихода, которые дают возможность рассказать об ушедшей в прошлое жизни многих поколений людей.

Материал создан: 22.10.2015

Единицы старых русских мер

iamruss.ru

Традиционные предметы быта русского народа (фото и описание). 2 класс, окружающий мир | ДоклаДики

Традиционные предметы быта русского народа (фото и описание). 2 класс, окружающий мир

Издавна в избах на Руси имелось большое количество кухонной утвари и предметов домашнего обихода. Как правило, эти вещи не обладали большой стоимостью, но ими было удобно пользоваться и они обладали высокой надёжностью. Все эти предметы и сейчас символизируют собой образ жизни крестьян в деревне.

Самовар

Одновременно с растущей популярностью чая, в жилищах появился и самовар. Произошло это около трехсот лет назад. Благодаря своей красоте и уникальности, он сразу же пришелся по душе простому русскому народу. Вода в нем сохранялась горячей очень долго, а благодаря большим размерам самовара, ее хватало на чаепития с большим количеством гостей.

Сито

В старые времена хлеб пекли в домашних условиях. Поэтому в каждой избе непременно должно было быть сито, а иногда и не одно. Оно представляло собой кольцо из бересты, с натянутой сеткой с одной стороны. Через него просеивались пшеница, ячмень и другие сыпучие материалы.

Горшок

Самый незаменимый предмет быта русских крестьян. Он изготавливался из глины и, по традиции, верхняя часть покрывалась глазурью. Горшки благодаря своим свойствам могли очень долго сохранять температуру. Поэтому при готовке пища в них сохранялась горячей очень долго.

Веретено

Так как в старые времена магазинов, где можно приобрести одежду не было, людям приходилось самим шить ее. Веретено помогало сделать нить из шерсти. Оно представляло собой просто палку, на которой закреплялась пряжа. Нить получалась путем кручения веретена.

Коромысло

Сейчас с наличием водопровода этот предмет обихода становиться не нужным, но раньше без него сложно было представить жилище любого русского человека. Коромысло представляет собой изогнутый шест, с крючками по краям. Благодаря своей конструкции, оно равномерно распределяло нагрузку от вёдер по плечам.

Серп

Известный ещё со времён Древнего Рима, серп был необходимым предметом для уборки урожая с небольших земельных участков крестьян. Он представляет собой изогнутое лезвие с острой кромкой по внутренней стороне и деревянную рукоять, на которую крепился нож.

dokladiki.ru

Проект «Предметы русского быта»

галина андреева Проект «Предметы русского быта»

Проект

«Предметы русского быта»

Участники проекта: дети, родители, воспитатель, библиотекарь.

Возраст детей: 5 лет.

Введение: Ни для кого не секрет, что чувство любви к своей родине прививаются там, где человек родился и вырос. Но для того чтобы привить эти чувства необходимо знать историю своей страны, знать культуру, быт, традиции и то, что является историческим наследием народа. И для того чтобы дети выросли настоящими патриотами своей страны, своей малой Родины мы разработали проект «Предметы русского быта».

Цель проекта:

- расширение и углубление знаний детей о предметах быта русского народа, развитие интереса к прошлому.

Задачи:

- способствовать формированию у детей интереса к быту русского народа;

- приобщить родителей к поиску необходимой информации для создания проекта;

-формировать чувство любви к Родине, своим истокам и своему народу на основе изучения быта местных жителей.

Идея проекта:

В наше время дети очень мало получают информации о быте своего народа, о том, как жили их предки, каким было их жилище, какими предметами они пользовались и как назывались эти предметы. Не многие

Актуальность проекта:

Наша жизнь стремительно движется вперед, меняется жизнь, меняемся мы. Если идти в ногу со временем, то несомненно получается так: что-то мы приобретаем, что-то теряем. А если рассматривать сложившуюся ситуацию более масштабно, то получается так, что в погоне за современной жизнью мы теряем самое дорогое для нас - наше прошлое. А причиной всего этого является то, что дети очень мало получают информации о русской культуре, о быте своего народа. И для того, чтобы не потерять окончательно наше историческое наследие, надо начать приобщать к культуре и истории детей уже с дошкольного возраста.

1 Этап: Подготовительный.

На данном этапе изучается имеющаяся база по данной теме, просматривается методическая литература, подбирается необходимый материал, проводится его систематизация, определяется пути осуществления проекта.

Для начала мы выделили то, что одним из важнейших приоритетов современного дошкольного образования является духовно-нравственное воспитание детей. И в связи с этим стало необходимым развить в детях потребность в изучении истории своего народа, его культуры и быта. Так как всё это вместе передает национальную самобытность народа, а также является богатым материалом для воспитания любви к Родине. И самое важное из того, что дает изучение истории своего народа это то, что оно не только формируют любовь к традициям своего народа, но и обогащают знания детей об окружающей жизни, помогает сохранить в памяти то, как жили наши предки. В детском саду ведется определенная работа: в группах оформлены уголки народного искусства: дети знакомятся с пословицами, поговорками, слушают сказки. Однако стало очевидным, что система работы в этом направлении развития детей требует организации особых условий, создания материалов необходимых для пополнения знаний, которые обеспечивала бы детям особые ощущения. Хотя мы пока не можем иметь в детском саду своего музея или уголка, но у нас есть возможность показать детям предметы быта, имеющиеся в мини-музее при Раздольевской сельской модельной библиотеке.

При систематизации подобранных материалов и при устном опросе мы выяснили, что не все дети были в музее, некоторые не были и вышеуказанном мини-музее. А те, кто бывал в музее, не сохранили в памяти названия старинных вещей, предметов быта. Также мы поняли, что представления воспитанников детского сада о русской культуре отрывочны и поверхностны. Они восполнялись только участием в фольклорных праздниках, посещениями разнообразных выставок в библиотеке и посещением мини-музея при библиотеке. Также мы выяснили, что все эти мероприятия были рассчитаны на восприятие детей школьного возраста, а для дошкольников требуется особо подготовленный и переработанный материал. Необходимо было найти информацию о предметах быта местного населения, составить список утраченных из современной лексики названий предметов быта.

2 этап: Ознакомительный

В ходе планирования мы отметили, что необходимую информацию мы можем найти в Раздольевской сельской модельной библиотеке, а также в сети ИНТЕРНЕТ.

Включение посещения мини- музея русского быта в образовательное пространство было необходимо для обогащения развития детей. Ведь они являются не только информационно-коммуникативной системой, они выполняют и педагогическую функцию. И самое главное, знакомясь с предметами быта, ребенок имеет возможность узнать историю быта своего народа, своего родного края. Немаловажным является и то, что в музее имеется возможность получения информации посредством тактильного контакта или игры (можно потрогать, поиграть, увидеть предметы в действии).

Так как, дошкольникам характерно наглядное и образное мышление, недостаточно было использовать только печатную продукцию и иллюстрации. Необходимо было ознакомить детей с реальными предметами и материалами (старинной мебелью, посудой, орудиями труда и т. д.). Для этого мы начали исследование предметов быта (самовар, ухват, чугун, прялка, ручная мельница, весы «кантарь», коромысло, сундук, ткацкий станок и т. д.). Главный библиотекарь рассказала нам о том, как появились данные предметы в библиотеке, как они использовались в быту, обратила внимание детей на то, какие предметы быта уже не используются в быту и какие из них ещё и не используются в обычном разговоре. Названия этих предметов мы сейчас можем найти в большей степени только в сказках, пословицах, поговорках и исторических произведениях.

В ходе ознакомления с предметами быта, имеющимися в мини- музее мы составили список предметов быта. Это нужно было для того, чтобы найти дополнительную и полную информацию об этих предметах.

3 этап. Заключительный.

Исходя из значимости работы в данном направлении, мы на третьем этапе подготовили наглядные материалы для занятий с детьми - брошюру и презентацию.

В брошюре имеется информация о каждом предмете быта, имеющемся в мини- музее и фотография и названия этих предметов.

Презентация содержит аналогичную информацию, но только в большем информационном объеме.

После завершения работ по данному проекту мы планируем продолжить сбор информации о других предметах быта, и данный проект продолжит своё развитие. Надеемся также, что он перерастет в долгосрочный совместный проект детей, родителей и педагогов.

Итоги работы. Проведенные мероприятия по внедрению в практику работы ДОУ нового содержания – наглядно-информационной и музейной педагогики позволило добиться качественного улучшения эстетического воспитания детей. У них намного увеличились знания о русской народной культуре, что позволило им свободно ориентироваться в имеющихся фольклорных материалах, использовать данный материал (потешки, загадки, сказки, былины и т. д.) на занятиях с учетом их возраста. У педагогов появилась возможность использовать наглядный материал, полученный в ходе реализации данного проекта, передавать свои знания детям и их родителям.

Анализ проделанной работы указал на перспективность развития данного направления работы с воспитанниками детского сада, и поэтому данный проект будет продолжаться и в дальнейшем.

Работа по реализации проекта

Формы работы Мероприятия

Семинар - Семинар «Особенности организации проектной деятельности с использованием предметов быта, имеющихся в мини- музее».

- Семинар-практикум «Организация работы с детьми в музее народного быта с использованием методов развития творческого воображения и теории решения изобретательных задач»

Экскурсия - Посещение мини- музея Раздольевской сельской модельной библиотеки.

Консультация - «Развитие речи дошкольников на основе фольклорного жанра».

-«Знакомство с названиями предметов быта, неиспользуемых в повседневной речи».

- «Влияние фольклора и предметов русского быта на звуковую культуру речи детей дошкольного возраста».

Игра - «Угадай-ка. Всё о предметах быта русского населения».

Анализ возникших проблем - Как привлечь родителей к совместному творчеству с детьми.

- Решение воспитательных и образовательных задач средствами изучения экспонатов музея.

Основная форма работы по развитию речи дошкольников методами ТРИЗ и РТВ - Составление конспектов занятий с детьми в музее народного быта.

- Составление списка наименований предметов быта, имеющихся в музее и сбор информации об этих предметах.

- Анализ проделанной работы и оценка влияния проекта на решение задач нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

- Организация пространственно-предметной среды по приобщению детей к народной культуре, к сохранению русского историко-культурного наследия.

Актуальная лекция - Новые подходы к развитию детей средствами применения музейных экспонатов и фольклора.

Совместное и индивидуальное проектирование - Работа исполнителей проекта по самообразованию.

- Планирование воспитательно-образовательной работы с дошкольниками.

Воплощение запроектированных работ - Знакомство с предметами народного быта в мини-музее.

- Просмотр открытых занятий с детьми. Обсуждение и анализ.

Приложение 1.

- Презентация «Предметы русского быта»

-Учебный наглядный материал «По экспозициям мини-музея» с характеристикой предметов быта для дошкольников и педагогов.

www.maam.ru

Предметы быта и хозяйства прошлых веков

1.Прялка          2.Сковорода                            3 Блинная сковорода

4.Медный ковш                         5. Большой ковш                        6.Малый ковш

7.Медная мера              8.Медный кувшин                9.Медный чайник

10.Деревянный ковш                     11.Чесалка                                12.Рубель

13. Толкач макогон                       14. Коромысло                     15. Дубовая бочка для вина

16. Лапа                                     17.Капкан                            18. Весы. 1910 год.

19.Деревянный совок                 22.Ножницы                         23.Долото

21. Топоры трех различных видов

 

20. Серп                     24.Инструмент Бондаря        25.Короб                   26.Лапти

27. Утюги угольные                                                    28. Утюг железный

               

  29. Утюг электрический начало ХХ века     31. Ступа             33. Корыто

         

 30. Лезвие секиры                   32. Конный плуг                       34. Жернов

  

35. Ухват или рогач                36. Кочерга                            37. Грабли

38. Садник                             39. Деревянная лопата          40. Крюк

41. Цеп                                    42. Сковородник                     43. Бочка

  

44. Парь эрзянский: три вида с разной декоративной резьбой.

  1. Прялка. Это популярное в прежние века орудие трудя и предмет крестьянского быта.  С помощью этого устройства пряли нитки. Вспоминаем Пушкина: «Три девицы под окном пряли поздно вечерком».
  2. Сковорода. Старинная глубокая медная сковорода напоминает, скорее, современный таз для варенья. В ней готовили пищу на всю большую семью.
  3. Блинная сковорода. Наоборот, маленькая, неглубокая сковородка, чей звездный час наступал на масленицу. От современных аналогов отличается, прежде всего, материалом, из которого изготовлена.
  4. Медный ковш. Ковшом можно зачерпнуть воду или другую жидкость из ведра, бочки, в ковше можно сварить яйцо. В наши дни ковши обычно бывают не из меди, а алюминиевые или эмалированные.
  5. Большой ковш.
  6. Малый ковш.
  7. Медная мера. Предмет, похожий на большую кружку, на самом деле являлся мерной емкостью, в которую входило ровно четверть ведра.
  8. Медный кувшин. В кувшинах обычно носили воду от колодца или источника до дома.
  9. Медный чайник. Как и современный чайник, служил для нагрева воды.
  10. Деревянный ковш. Его выдалбливали из цельного куска дерева. С древности и до XIX века такими ковшами разливали брагу, квас, мед.
  11. Чесалка. Экзотический для современного человека инструмент с «ежиком» длинных острых деревянных иголок применялся для чесания шерсти и льна.
  12. Рубель. Далекий предок утюга, с помощью которого женщины гладили белье. Отжатое вручную белье наматывали на скалку или валик и раскатывали рубелем.
  13. Толкач, он же макогон. Практически это был пестик для ступки. Им толокли семена льна, растирали мак, творог, масло. Большими толкачами размельчали корм для свиней.
  14. Коромысло. Популярное в хозяйстве прошлых веков приспособление, позволявшее равномерно распределять тяжесть переносимого груза. Чаще всего при помощи коромысла носили воду из колодца.  Коромысло укладывали на плечи, а на крючки по его краям вешали ведра с водой, а иногда и другие грузы. Вспомните русскую загадку: «Крашеное коромысло над рекою повисло» (отгадка - радуга)
  15. Дубовая бочка для вина. Вино в прежние века хранили, носили и возили в бочонках из дуба, в которых пьянящий напиток сохранялся не хуже, чем в глиняных кувшинах. При этом деревянный бочонок был несравненно прочнее, не разбивался от ударов. Заливное отверстие на боковине затыкала пробка, а на торце находился сливной краник. Как и прочие бочки и кадки, винный бочонок стягивали стальные обручи.
  16. Лапа. Сегодня кажется очень необычным это древнее приспособление, при помощи которого сапожники ремонтировали обувь.
  17. Капкан. Популярная у охотников ловушка для поимки крупных животных. Наступившему в капкан зверю зажимало лапу. В двадцатом веке капкан прославился в фильме «Берегись автомобиля», где персонаж Дима Семицветов установил его на педаль «Волги», чтобы зажало ногу угонщика.
  18. Весы. Представленному в Музее прибору для взвешивания исполнилось 100 лет - он изготовлен в 1910 году. Чугунный механизм, медные тарелки.
  19. Деревянный совок. Сего помощью набирали из мешков или других емкостей муку, гречиху и другие крупы.
  20. Серп. Орудие для срезания злаков и трав с закругленным, сужающимся стальным лезвием и короткой деревянной рукояткой. Широко использовался при сборе урожая. В старину тонкий лунный полумесяц сравнивали с серпом. В ХХ веке серп, скрещенный с молотом, превратился в один из основных символов коммунизма, олицетворяя крестьянский труд, единый с молотом, обозначающим труд рабочих.
  21. Топоры трех видов. Много веков подряд топор состоит из острого стального лезвия и деревянной рукоятки. Лесорубы валят топорами деревья и срубают ветки. Плотники с помощью топоров придают форму деревянным изделиям. Мясники  топорами разделывают туши.  Воинам прошлых веков топоры служили холодным оружием - ими можно бить противников, их можно и метать. Топоры и сегодня верой и правдой служат дачникам, туристам, сельским жителям.
  22. Ножницы. Здесь представлены стальные пряморежущие ножницы для раскройки металла.
  23. Долото. Ручной деревообрабатывающий инструмент. Им можно обтесывать деревянную заготовку, проделывать отверстия, гнезда, пазы и т.п.
  24. Инструмент Бондаря. Для натягивания деревянных колец на бочки.
  25. Короб. Старинная сумка из дуба, бересты, щепы. В коробах крестьяне носили с собой на жнитво и сенокос  хлеб, соль, другие продукты. Короб мог служить также для упаковки и хранения чего-либо. Вспомните песню: «Ох, полным-полна коробушка...»
  26. Лапти. Характерная плетеная низкая обувь, очень популярная в российских деревнях с древности и вплоть до 20-х годов ХХ века. Их носили и мужчины и женщины. Лапти плели из лыка (неокрепшего подкорья дерева), бересты или пеньки. Для прочности подошву подплетали лыком, лозой, веревкой или подшивали кожей. Лапоть подвязывался к ноге шнурками, скрученными из того же лыка, из которого плели сами лапти.
  27. Угольный утюг. Использовался в хозяйстве с середины XVIII века. Принцип работы очень прост - в корпус закладывали раскаленные угли и закрывали крышкой. Для лучшей тяги в крышке была сделана труба. Чтобы внутрь поступал кислород, в боках и задней панели прорезаны отверстия. При глажении таким утюгом следовало размахивать, чтобы улучшить тягу  угля.
  28. Утюг. В России железный утюг впервые упоминается в 1636 году, хотя появился он намного раньше. Утюг изготавливался из чугуна или бронзы и весил до 10 кг. Простые утюги, были самыми распространенными в разных странах и у разных сословий до ХХ века. Они могли иметь различные дизайн и размеры. Разогревали такие утюги на печи, плите или огне.
  29. Электрический утюг. В первых электрических утюгах еще не было спирали накаливания, как в современных утюгах, а их роль исполняли два угольных электрода в обоих концах подошвы. При включении между ними появлялась электрическая дуга, которая  и нагревала подошву. Электрические утюги оказались самыми удобными, их конструкция быстро развивалась, и они заменили собой все прежние типы утюгов.
  30. Лезвие секиры. Секира - старинное холодное оружие в виде топора с длинной рукоятью.
  31. Ступа. Деревянная емкость, в которой толкут - размельчают зерно или какие-либо продукты. Ступы бывают различного размера - от больших, примерно в половину роста человека, до совсем маленьких, настольных. К примеру, в больших ступах изготавливали крупы из неочищенных зерен пшеницы, ячменя, проса, гречихи. Зерно, когда его толкут в ступе, освобождается от оболочки и частично размельчается. Ступа присутствовала в каждом крестьянском хозяйстве.
  32. Конный плуг. Типичная картина пахоты в прошлые века: по полю неторопливо идет лошадь, запряженная плугом, а за ней, опираясь руками на рукоятки плуга, шагает земледелец. Крестьянский конный плуг имел одно лезвие, которое вспахивало борозду, подготавливая почву. Также, плуг уничтожал корневища растений-сорняков.
  33. Корыто. В прежние века корыто обычно изготавливали из дерева, используя половинку расколотого бревна, в которой выдалбливали емкость. В зависимости от породы использованного дерева, корыта назывались дубовыми, липовыми, осиновыми, ветловыми и др. Деревянное корыто в хозяйстве использовалось не только для стирки или купания. В них собирали урожаи яблок, готовили соленья, остужали пиво. Перевернутое корыто служило крышкой. Также, существовали кормовые корыта, в которые наливали корм скоту и птице. 
  34. Жернов. Чтобы перемолоть в муку пшеничные, ржаные или другие зерна, применялись два каменных круга. Они вращались, между ними сыпалось зерно и они растирали зерно в муку. Материал, из которого делали жернова, не был случайным. Обычно круги изготавливали либо из мелкозернистого содержащего кремень пористого песчаника, либо из окремненного, содержащего окаменелости известняка.
  35. Ухват или рогач. Домашний печной инструмент. Приспособление, с помощью которого ставили в печь и вынимали из печи чугунки, в которых варилась еда. Ухват представлял собой длинную деревянную палку с полукруглой металлической рогатиной на конце, за что иногда его звали рогачом. Под каждый размер чугунка использовался свой ухват - побольше или поменьше.  
  36. Кочерга. Незаменимый помощник для топки печей. Обычно это длинная палка или металлический стержень с загнутым под прямым углом концом. Такой инструмент позволяет перекладывать, перемешивать дрова в печи или камине, выгребать угли.
  37. Грабли. Незаменимый в саду, огороде, питомнике инструмент, у которого много назначений. Граблями разрыхляют почву, разбивают комья уже разрыхленной земли, очищают землю от выкопанных корней сорной травы, слегка разрыхляют почву между растениями. Также граблями собирают скошенную траву, переворачивают ее, убирают культивируемые растения. В старину преобладали деревянные грабли, а в наше время - металлические.
  38. Садник. Широкая плоская лопата, обычно целиком деревянная, на длинном черенке, с помощью которой вынимают из печи испеченный хлеб.
  39. Деревянная лопата. В отличие от металлической, применялась не для земляных работ, а во время просушки убранного зерна.
  40. Крюк. Сельскохозяйственное приспособление для выдергивания сена из стога.
  41. Цеп. Сельскохозяйственное орудие для молочения. Состоит из двух палок, соединенных кожаным ремешком или веревкой. Одна, та что подлиннее, служила ручкой, другая, что покороче, но потяжелее - ударной частью. Эту, вторую, бьющую часть делали из твердой породы дерева, например, из дуба и часто с утолщением на конце, чтобы удар был сильнее.
  42. Сковородник. Домашний печной инструмент. Если чугунки ставили в печь и поднимали ухватом-рогачом, то сковороды - специальным крюком на длинной ручке.
  43. Бочка.
  44. Парь эрзянский. Эта емкость, размерами и цилиндрической формой напоминающая бочонок, на самом деле не предназначалась для каких-либо жидкостей, а служила сундуком для вещей, причем не простым. Парь - это свадебный долбленый сундук- сундук-кадка. Его изготавливали из цельного ствола липы - из куска бревна выдалбливали середину, оставляя круглые стенки и днище. В средней части тулова кадки прикреплены кованое кольцо из железа, с другой стороны - железная накладка, служившая для закрепления крышки. Такой цилиндрический липовый сундук - парь в мордовской семье считался обязательным предметом утвари. Пари были различных размеров, в среднем их высота достигала 80-90 см, к ним навешивали массивные чугунные скобы для замков. В этих сундуках хранили холст, полотенца, самую ценную одежду и украшения. Парь готовил свекор в подарок невестке. Обычно его заказывали мастерам. Заказчик рассчитывался зерном или работал в хозяйстве мастера столько дней, сколько тот делал парь. Они покрывались богатой резьбой на тему семейной жизни или каких-то трудовых процессов, иногда на нем изображались женские украшения. Эти рисунки несли определенный сакральный смысл и должны были способствовать счастью и благосостоянию молодой семьи. Обряд укладки сундука являлся важным моментом мордовской свадьбы. Он был не только знакомством с материальным благосостоянием невесты, но и должен был «обеспечить» ей счастливую семейную жизнь. Поэтому вначале парь очищали от «нечистой силы» (обводили зажженной свечой, иконой, сыпали щепотку соли), затем на его дно клали деньги, хлеб, лепешки, иногда посуду, чтобы «сундук всю жизнь не был пуст, чтобы молодые жили богато». В конце обряда невеста раздавала подарки тем родственницам, которые принесли ей лепешки. А для усопших родичей она вешала на икону, которой ее благословляли родители перед венцом, полотенце. Во времена, когда выдолбленные сундуки стали заменяться дощатыми, этот обряд продолжал сохраняться. Сундуки также заказывали мастеру, который часть заработанных денег клал внутрь него, «чтобы жизнь не была пустой». У многих пожилых женщин в Мордовии и сейчас сохраняются пари и сундуки, в которых они хранят одежду, ценные вещи.

gvtm.ru


Смотрите также