г. Нижний Новгород, ул. Зайцева, д. 31

413-19-81
413-66-50

[email protected]

Дорожки из бетона


12 советов по укладке садовых дорожек из бетона своими руками

Какой садовый участок или загородный дом обходится без дорожек? Прежде всего, они служат для передвижения хозяев, поэтому должны быть прочными и правильно расположенными. Также они являются украшением территории, с помощью дорожек можно не только создать интересный декор, но и зрительно увеличить участок, если сделать тропинки более длинными. Дорожки сегодня создают из массы самых разных материалов: плитки, щебня, искусственного камня, но самым популярным остается бетон, ведь он является оптимальным по соотношению цены и качества. Более того, садовые дорожки из бетона несложно сделать своими руками.

№1. Чем хороши бетонные дорожки?

Прежде, чем обустраивать на своем участке бетонные дорожки, необходимо знать обо всех преимуществах и недостатках. К основным достоинствам тропинок, выполненных из бетона, можно отнести:

  • простота монтажа, все сделать можно самостоятельно без помощи специалистов;
  • низкая цена (по сравнению с другими вариантами);
  • возможность изготовления любых форм и размеров при наличии соответствующей опалубки;
  • обширные возможности декорирования (добавление пигмента в раствор, использование камня, мозаики и других украшений);
  • прочность и долговечность;
  • противостояние пагубному влиянию окружающей среды (влаге, морозу и т.д.).

Среди недостатков можно назвать:

  • отсутствие возможности перепланировки. Поскольку это капитальное сооружение и сменить направление после окончания работ будет практически нереально, то необходимо заранее распланировать как само сооружение, так и всю окружающую территорию;
  • трудоемкость подготовительных работ. Чтобы конструкция была действительно качественной и надежной, потребуется приложить достаточно сил и потратить немало времени на подготовку материалов;
  • возникновение трещин. Иногда в межсезонье могут происходить сдвиги почвы, в результате чего конструкция бетона может постепенно разрушаться, в том числе и от перепадов температур.

Если же сравнивать бетонные дорожки с другими вариантами по достоинствам и простоте обустройства, то они во многом выигрывают. С этим связано и желание самостоятельно организовать такие тропки на участке. С его начать и что учесть?

№2. Каковы этапы создания бетонных дорожек?

Весь процесс создания бетонных дорожек можно поделить на такие этапы:

  • проектирование и разметка почвы;
  • подготовка грунта;
  • монтаж опалубки;
  • формирование подушки;
  • установка армирующих элементов и заливка бетона.

№3. Какие инструменты и материалы понадобятся?

Перед началом работ стоит запастись всем необходимых, а именно:

  • цемент не ниже марки 300;
  • песок;
  • щебень;
  • гидроизоляционные добавки в бетон;
  • куски фанеры, досок или металла для создания опалубки;
  • деревянные или стальные колышки;
  • кувалда или молоток для забивания колышков;
  • емкость для замешивания раствора;
  • пара лопат;
  • стальная строительная сетка;
  • гладилка для выравнивания поверхности дорожки;
  • мастерки и шпатели.

№4. Как спроектировать дорожку?

Первым делом нужно продумать, где будут располагаться дорожки, кто и когда по ним будет перемещаться, отчего зависит их ширина и форма. На бумаге можно начертить план участка, указать на нем расположение всех построек и важных зон, соединить их прямыми линиями, которые будут осями для будущих дорожек. Тропки могут оставаться ровными и прямыми только между огромных грядок, в остальных случаях их лучше сделать чуть изогнутыми, чтобы придать территории интересный вид и сделать перемещение более комфортным и удобным.

Ширина дорожки, которая ведет от ворот к центральному входу дома, должна быть около 2 м, для вспомогательных тропок хватит ширины 0,8-1 м, между грядками можно обустроить дорожки шириной около 0,5 м. Те дорожки, по которым будет перемещаться авто, должны быть по ширине никак не уже самой машины.

№5. Как правильно рассчитать вес строительных материалов?

Чтобы в процессе строительных работ не пришлось в экстренном порядке докупать цемент или песок, лучше заранее хотя бы приблизительно оценить то количество материалов, которое понадобится. Слой бетона в разных условиях может отличаться: для тяжелой глинистой почвы – 5-7 см, для песчаной и легкой суглинистой – 10 см. Кроме того, если почва болотистая, то нужно предусмотреть слой гравия толщиной 5 см. В любом случае понадобится так называемая подушка, которая выполняется из песка и имеет толщину 10-15 см.

Расчет всех необходимых материалов достаточно простой. Допустим, необходимо построить дорожку шириной Ш = 1 м, длиной Д = 10 м и толщиной Т = 10 см (0,1 м), а подстилающий слой песка будет равен П = 0,1 м:

  • для организации песчаной подушки количество необходимое количество песка высчитывается как Ш*Д*П. В нашем случае получается 1м*10м*0,1м=1м3. Согласно справочной информации, вес кубометра песка составляет 2400 кг, поэтому необходимо 2400 кг для выполнения подстилающего слоя;
  • бетон можно готовить в пропорции 3 части песка и по 1 части щебня, цемента и воды, но встречаются и другие варианты, о чем позже. Удобнее сначала рассчитать объем необходимого бетона по формуле Ш*Д*Т, выходит 1м*10м*0,1м=1м3. Согласно справочной информации, средний вес кубометра бетона составляет 2800 кг. Полученный вес объема бетона можно поделить на 5 частей, не учитывая воду: 2800/5=560 кг – вес одной части, т.е. цемента. Остальное 2240 кг – это вес песка, щебня и воды. Могут понадобиться еще и красители, пластификаторы, водоотталкивающие добавки и т.д.

Конечно же, данный расчет не претендует на строгую математическую точность, но позволяет приблизительно понять, сколько и чего понадобится.

№6. Как выполнить разметку?

По заранее подготовленному плану расположения садовых дорожек уже непосредственно на местности необходимо определить, где будут проходить тропки. Их месторасположение обозначают деревянными колышками, которые вбивают на одинаковом расстоянии друг от друга и протягивают между ними веревку. Это самый простой и нетрудоемкий этап работ.

№7. Как подготовить грунт?

На данном этапе начинают выбирать верхний слой почвы в местах расположения тропки. Удаляют землю вместе с мелкими корнями, которые могут начать перегнивать, образовывать пустоты, в которых может скапливаться вода, а при ее замерзании и увеличении объема будет осуществляться дополнительное давление на дорожку.

Если слой «подушки» из песка будет 10 см, и бетона – 10 см, то при учете, что лучше, чтобы дорожка на 3-5 см возвышалась над уровнем грунта, нужно будет выбрать 10см+10см-3см = 17 см почвы. Если необходим дренажный слой гравия, то добавить к полученному значению нужно еще 5-10 см. Выбирается слой почвы при помощи лопаты.

№8. Как монтировать опалубку?

Опалубка – конструкция для заливки бетона. Изготавливается она из дерева. Если требуется сделать плавные линии или изгибы, всегда можно применить фанеру или иной гибкий материал. Опалубку монтируют сразу или частями, так как бетон заливается постепенно. Второй вариант также сэкономит затраты на материалы.

Опалубка должна на 5-10 см выступать над уровнем земли. На дно подготовленной траншеи необходимо уложить строительную сетку, а через каждые 5-6 м будущей дорожки установить поперек доски, которые играют роль компенсационных швов. Благодаря им бетонная тропа при изменениях температуры не будет трескаться, возлагая нагрузку на доски. Высота компенсационных швов должна совпадать с высотой дорожки.

№9. Как обустроить подушку?

Так называемая подушка под бетонной дорожкой выполняет несколько функций, основные из них:

  • распределение нагрузки бетона;
  • дренаж.

Песчаная основа хорошо пропускает воду, а значит, почва под дорожкой не будет промерзать, провоцируя деформацию тропы. Под песком многие специалисты советуют организовать слой из утрамбованного щебня, но нужно это не всегда. Со временем песок может уйти в грунт вместе с проходящей сквозь него водой, поэтому под него лучше уложить слой гидроизоляции из рубероида, геотекстиля или агроволокна. Последние два проявляются себя очень хорошо, так как не гниют и отлично пропускают влагу.

Слой песка нужно хорошо утрамбовать. Возможно, для этого его придется намочить, так как пустот внутри оставаться не должно. Поверхность должна быть ровной, чтобы слой бетона распределялся равномерно. Стоит отметить, что альтернативой песку может стать бетонная стяжка или плоские камни, но их толщину нужно учесть при углублении траншеи.

№10. Подготовка бетона и замешивание

Единственно правильных пропорций в соотношении песка, цемента, гравия, воды и прочих составляющих бетона нет. Что касается количества воды, то лучшим будет вариант 1 части воды на 4 части цемента, но по мере приготовления состава, воду можно подливать для улучшения пластичности.

Для дорожек с небольшими нагрузками можно выбрать такое соотношение цемента, песка и гравия, как 0,5:5:4. Для автомобильных дорожек подойдет пропорция 1:1,5:2,5. Многие специалисты использую универсальный состав прочного бетона, где цемент, песок и щебень соотносятся в пропорции 1:3:1. Используются также добавки, которые придают бетону необходимых качеств.

Лучше выбрать цемент не ниже М300, песок можно взять речной, щебенку размером 10-20 мм. Оптимально подходит гранитная. Если нагрузка на тропки большая, то можно взять более крупную фракцию щебени в 40 мм. Смешивать все ингредиенты удобно в бетономешалке, но при ее отсутствии подойдет любая емкость типа корыта или же просто большой стальной лист. Сначала смешивают песок и щебень, потом добавляют цемент, получается серая масса. После этого добавляют половину из необходимого количества воды, перемешивают, а потом понемногу доливают остальную воду, чтобы состав стал нужной консистенции.

По идее, чем гуще бетон, тем он прочнее, но с более жидким проще работать и равномерно его распределять. Чтобы упростить себе задачу, можно в состав добавить немного пластификатора, который делает бетон более пластичным и текучим без лишнего количества воды.

№11. Армирование и заливка

На подушку из песка укладывается арматура или армирующая сетка, поверх которой заливается бетон. Дно траншеи можно дополнительно полить водой, чтобы оно не просело под весом бетона. Слой разравнивают и уплотняют до появления так называемого цементного молочка, которое придает бетону отличные прочностей характеристики и позволяет ему затвердевать, а не высыхать. Чтобы бетон затвердевал, а не сох, рекомендуют периодически смачивать поверхность водой или же накрыть ее полиэтиленом. Некоторые вообще расстилают полиэтиленовую пленку под бетон, но это не самый лучший способ.

Чтобы в будущем на дорожках не скапливалась вода и не образовывались лужи, можно центральную ее часть сделать чуть выше, чем боковые. На следующий день, когда раствор чуть затвердел, но еще мягкий, можно декорировать поверхность. Например, можно в хаотичном порядке сделать борозды, имитируя каменную поверхность. На следующий день в борозды заливается окрашенный в белый или красный цвет цементный раствор.

№12. Заключительные работы

Через 2-3 дня после заливки бетона можно снимать опалубку и вытаскивать колышки. Деформированные колышками места обрабатываются раствором с гидроизоляционной добавкой. Края дорожки очищаются от мусора, засыпаются оставшейся землей и трамбуются. Уже через несколько суток по дорожке можно будет ходить.

Так как садовая дорожка несет еще и декоративную форму, ей можно придать интересный внешний вид. Это либо имитация природного камня, о чем было упомянуто выше, либо придание характерной текстуры, окрашивание, либо вдавливание гальки, пуговиц, осколков кафеля на этапе застывания. В местах, где ходят не так много, можно делать не монолитную бетонную дорожку, а отливать плиты определенной формы. Дешевизна и простота сделали бетон самым популярным вариантом для создания самых разных садовых дорожек.

Материал подготовлен при поддержке строймагазина «Русский строитель«

remstroiblog.ru

Бетонные дорожки – пошаговые инструкции по укладке и советы по выбору дизайна садовых дорожек из бетона (125 фото)

Бетонные дорожки на даче или загородном участке гарантируют комфорт перемещения по территории. Это один из самых надежных, прочных и долговечных способов создания дорожек на участке. Бетон является очень практичным и одновременно доступным материалом, поэтому именно из него зачастую делают дорожки. Причем соорудить их можно своими руками без использования специальной техники.

Как вариант иногда используют готовые бетонные плиты для дорожек. Сначала под них создаются посадочные места, а затем производится укладка.

Но, из-за большого веса плит для их монтажа потребуется спецтехника. А стандартные размеры и формы не позволят изготавливать дорожки в сложных конфигурациях. Поэтому оптимальным решением является бетон.

Как сделать бетонную дорожку своими руками?

Сооружение дорожек на участке осуществляется в несколько основных этапов:

  • Разметка.
  • Формирование основания.
  • Монтаж опалубки, бордюров и термических швов.
  • Армирование.
  • Заливка раствора.
  • Декорирование.

Материалы и инструменты для изготовления дорожек

Чтобы возвести бетонные дорожки своими руками потребуется следующий минимум материалов:

фанера, доски или подобный материал (опалубка):

  • геотекстиль;
  • арматура (желательно сечением 12 мм);
  • цемент;
  • песок;
  • щебень.

Также понадобятся такие инструменты:

  • мастерок;
  • лопата с острым окончанием;
  • ведро;
  • емкость для подготовки раствора;
  • разметочные колья и шнур.

Разметка дорожек

Садовые дорожки начинают сооружать с разметки. Прежде всего нужно определить их будущую форму.

Далее по периметру тропинок нужно вбить колья. Между кольями следует натянуть шнур. Количество используемых кольев зависит от количества изгибов тропинки.

Подготовка основания

Дорожка возводится не на обычный грунт, а на так называемую подушку, выполняющую функцию основания и дренажа. Для этого необходимо убрать порядка 20 см грунта в глубину по всему периметру дорожки. Нижнюю поверхность нужно выровнять и устелить геотекстилем, охватив и стенки образовавшегося канала. Должна получиться своего рода ванна.

Это предотвратит разрушение бетона под воздействием влаги, образующейся в весеннее время и дождевые периоды. Получившийся канал следует засыпать песком. Делать это нужно поэтапно, смачивая и утрамбовывая песчаные слои.

Высота подушки должна составить порядка 10 см. При этом специалисты рекомендуют между песчаными слоями проложить щебенку, это сделает дренаж более эффективным.

Опалубка, бордюры и швы

На этапе заливки дорожек важную роль играет опалубка, выступающая каркасом для бетона. Чем качественнее и ровнее сделана опалубка, тем красивее будет дорожка.

Для изготовления опалубки можно использовать доски, фанеру или подобный материал. Будет достаточно досок толщиной в 1,5-2 см. По высоте опалубочная конструкция должна превосходить траншею примерно на 3-4 см.

Сама тропинка должна быть поделена на части, разделяющиеся швами. Это предотвратит образование трещин в бетоне от изменения температуры окружающей среды. Для создания швов следует установить разделители из дерева, металла или пластика с интервалом в 1,5 м.

Перед установкой разделителей обработайте их машинным маслом или подобным средством, иначе в процессе демонтажа возникнут сложности.

Армирование

Для повышения прочности и долговечности бетона необходимо выполнить армирование. Это предполагает размещение стальных деталей внутри изделия. В качестве армирующего материала может выступать сетка рабица, стальные прутья, проволока, трубы или подобный материал. Располагать арматуру необходимо примерно в центре слоя бетона.

Для правильного расположения арматуру можно зафиксировать ножками из прутков или кирпичей. Если армирующий слой не предусматривается, слой бетона должен быть 15 см. Применение арматуры позволяет уменьшить толщину бетона, что соответственно снижает расходы.

Заливка бетонного раствора

Раствор необходимо приготовить из цемента и песка в соотношении 1:3. По консистенции раствор должен получится достаточно густым и пластичным, поэтому правильно рассчитывайте объем воды. Обычно на 1 кг цемента нужно порядка 2-2,5 л воды.

Слишком густой раствор будет тяжело распределять по траншее. А чрезмерно жидкий будет долго сохнуть и может покрыться трещинами.

Оптимальное решение – воспользоваться бетономешалкой, это позволит быстро готовить нужное количество раствора подходящей консистенции. В случае ее отсутствия можно использовать строительный миксер или дрель с венчиком.

В раствор стоит добавить фиброволокно и влагоотталкивающие примеси, это повысит прочность. Также для усиления конструкции в раствор можно внести щебень. Готовый раствор необходимо заливать по всему периметру дорожки.

Для достижения равномерности распределения раствора применяются специальные вибраторы. При отсутствии такого инструмента стоит воспользоваться как минимум шпателем, которым нужно перемешивать и прокалывать раствор для удаления воздуха. Выравнивание бетонного слоя выполняется обычным строительным правилом, опирая его на опалубку.

После затвердевания бетона необходимо демонтировать разделители, а в швы залить такой же раствор, чтобы сделать ровную поверхность. Таким образом деформационный шов останется, поскольку заливался не одновременно с дорожкой, но не будет ухудшать внешний вид.

В течение первой недели после заливки дорожку ежедневно следует смачивать водой. Демонтаж опалубки обычно осуществляют спустя 5 суток.

Украшение бетонных дорожек

Существует масса вариантов декора садовых дорожек, позволяющих придать им большей эстетичности. Но, в целом дорожками можно пользоваться и без украшения.

Здесь уже все определяется вашим вкусом и предпочтениями. Оригинальные идеи декорирования можно почерпнуть из всевозможных фото бетонных дорожек.

Покраска

Дорожки можно покрасить в любой цвет. Самый качественный вариант – окраска раствора до заливки. Для этого в него добавляется специальный пигмент нужного цвета, разводящийся в воде. При этом необходимо применять белый цемент. Это дорогой, но надежный и практичный вариант.

Более дешевый и простой способ – покраска поверхности уже готовой дорожки. Желательно использовать лакокрасочный материал, который не просто покрывает поверхность, но и проникает в структуру бетона на небольшое расстояние. Покрытие нужно наносить в несколько слоев для достижения нужного уровня насыщенности.

Трафареты

Применение трафаретов позволяет сделать имитацию каменной дорожки. Трафарет может иметь самую разную форму, его можно изготовить самостоятельно. Для таких дорожек не делают подушку и опалубку, поскольку раствор ограничивается непосредственно трафаретом.

Трафарет размещается на поверхности, в него заливается раствор. Далее необходимо утрамбовать и разгладить бетон. Примерно через час можно демонтировать трафарет.

Штамповка

Штампы позволяют придать бетону вид камней, брусчатки, кирпича и прочих стройматериалов. В продаже встречаются всевозможные фигурные штампы. Инструмент можно произвести и своими руками.

Процедура проста – дорожку нужно залить традиционным способом, а после начала высыхания раствора (консистенция становится глинисто вязкой) его можно штамповать. Сначала наносят отвердитель двумя слоями с интервалом в 10 минут. Выбирайте средство любой расцветки.

Отвердитель не только ускоряет высыхание раствора, но и окрашивает его. После отвердителя наносятся разделительные элементы, предотвращающие прилипание раствора к штампам. Далее непосредственно выполняется штамповка.

Фото бетонных дорожек

Также рекомендуем посетить:

landshaftblog.ru

Бетонные дорожки в саду: особенности видов, технология укладки, уход

На дачном участке без аллей не обойтись. Поэтому не удивительно, что каждому хозяину хочется сделать недорогое, но долговечное покрытие, которое не будет нуждаться в ежегодном ремонте.

Рекомендуем рассмотреть такой вариант, как садовая дорожка из бетона.

Это хорошая альтернатива натуральному камню, кирпичу или тротуарной плитке. Цена материала невысока, а технология строительства не требует специальных навыков.

Виды бетонного материала для создания тропинок

Для укладки дорожек используется несколько форм сырья. Их выбор зависит от назначения будущей аллеи, предпочтений хозяев, типа ландшафтного дизайна.

Среди основных преимуществ применения бетона выделяют:

  • длительный срок службы;
  • высокую прочность;
  • устойчивость к воздействию внешней среды;
  • способность выдерживать большие нагрузки;
  • низкую цену;
  • возможность самостоятельного монтажа и декорирования.

Фото: дорожка из плит

Однако стоит учитывать, что этот материал не подойдет для монтажа на подвижных грунтах. Поверхность начнет покрываться трещинами.

Кроме того, бетонные аллеи считаются капитальными сооружениями, расположение которых невозможно исправить. Поэтому еще на этапе планирования следует правильно выбрать направление и определить, что будет находиться вокруг тропинок.

С использованием форм

Чаще всего изготавливают из износостойкого пластика. В готовом виде они имитируют брусчатку или тротуарную плитку. Добавление в раствор красителей позволяет создать на участке разноцветные дорожки. Подробнее узнать о технологии заливки форм вы можете из статьи: «Садовая дорожка при помощи формы».

Кроме общеизвестных плюсов бетона имеются и другие:

  • быстрота создания садовых тропинок;
  • легкость укладки, которая по силам одному человеку;
  • экономный расход материалов;
  • низкая цена.

Возможные минусы в том, что:

  • при недостаточном увлажнении на поверхности образуются трещины;
  • некачественный замес раствора с цементом сомнительного качества сделает тропинку хрупкой, так что она начнет крошиться;
  • в смесь нужно добавлять пластификаторы.

Для заливки форм строители рекомендуют брать цемент марки не ниже М500.

Штампованный бетон

От обычного отличается тем, что его поверхность подвергают прессованию. В результате чего этот материал успешно имитирует камень, кирпич, мрамор или дерево. Популярно нанесение штампов в виде следов, фигур зверей.

Фото: площадка выложенная из штампованного бетона

К стандартным преимуществам штампованного бетона нужно добавить то, что:

  • покрытие не выгорает на солнце;
  • обладание противоскользящими свойствами;
  • не вступает в реакцию с химикатами;
  • удачно имитирует другие материалы.

Недостатки:

  • высокая стоимость;
  • необходимость в ежегодном уходе, нанесении гидрофобных средств.

Декоративный тип бетона используют при обустройстве приусадебных территорий за счет его интересного внешнего вида и возможности оформления дорожек в стиле, подходящем ландшафтному дизайну.

Плитка

Востребована при создании пешеходных зон, подъездных путей для автомобилей. Делают тропинки в виде волны, квадрата, треугольника и не только.

Из плюсов стоит выделить:

  • экономный расход материала, а значит и денег;
  • большой выбор цветов, форм плит;
  • по цене эта плитка в 2 раза дешевле тротуарной;
  • возможность ремонта, замены отдельных частей;
  • устойчивость к высоким, до 10 т,  нагрузкам.

Среди минусов:

  • необходимость ежегодной обработки влагостойкими составами;
  • в случае нарушения технологии укладки покрытие может даь трещины.

Монолит

Наиболее простой вид бетонной дорожки. В неглубокую траншею на подготовленное основание заливают раствор и выравнивают.

Фото: монолитный вариант дорожки в саду

Обязательный этап строительства – сборка опалубки.

Плюсы и минусы использования аналогичны предыдущим вариантам.

Подробнее с технологией создания монолитной дорожки вы ознакомитесь ниже.

Цветной бетон

На фото представлена бетонная аллея, которую окрасили в разные цвета.

Окрашивают материал двумя способами:

  • добавляют красящий порошок в раствор на этапе замеса;
  • покрывают отдельные части готовой тропинки акриловой, кислотной краской с глубоким проникновением.

Плюсы и минусы схожи с другими видами материала.

Создаем дорожку своими руками

Остановимся на рассмотрении технологии заливки монолита. Об основных этапах строительства вы можете прочитать и в других наших статьях:

  • Садовая дорожка из плитняка
  • Фото садовых дорожек из дерева

Подбираем размеры тропки

Ширина напрямую зависит от функционального назначения. К примеру, дорожка от дома к беседке или летней кухне по ширине должна быть не менее 2 метров, чтобы рядом могли идти два человека.

Для наглядности рекомендуется начертить схему расположения будущих аллей. Нужно учесть:

  • особенности рельефа;
  • тип грунта;
  • места прохождения коммуникаций.

Не стоит забывать про дренаж тропки и выполнять мощение под небольшим уклоном для стока дождевой воды.

Выбираем материалы и инструменты

Фото: необходимый инструмент

Для работы следует подготовить:

  • лопату;
  • колышки, веревку или шнур (для разметки);
  • уровень;
  • ведро для воды;
  • строительный миксер или бетономешалку (в зависимости от площади обрабатываемого участка);
  • чистый песок;
  • тачку; 

    Фото: замешивание цементного раствора

  • емкость для замеса раствора;
  • арматуру;
  • цемент;
  • доски (для опалубки);
  • гравий;
  • перчатки;
  • полиэтиленовую пленку.

Когда всё необходимое готово, можно переходить к следующему этапу.

Делаем разметку участка

Выполняется в соответствии с чертежом дорожки. По бокам будущей тропки устанавливаются колышки, натягивается веревка необходимой длины.

Фото: размечаем участок

Подготовка основания

На обрабатываемом участке удаляются сорняки, корни растений, пни. При необходимости место обрабатывается химикатами. Снимается 5 см верхнего слоя грунта. Дно трамбуется.

Как правильно приготовить бетонный раствор

Оптимальная марка цемента – М500.

По отзывам строителей, наиболее прочный бетон получится в пропорции 1:3, где на одну часть цемента идут три части чистого песка.

Усилит консистенцию цементного раствора добавление гравия и пластификаторов. Последние придадут смеси пластичности.

Вода вливается постепенно, поскольку большое количество жидкости в составе снижает прочность материала. По консистенции должна получиться густая сметана.

Стоит заметить, что качество бетона, перемешанного вручную, в разы ниже, чем на бетономешалке.

Подробнее о том, как приготовить раствор и нужно ли добавлять в него пластификаторы вы можете прочитать в наших предыдущих статьях:

  • Пластификатор для бетона
  • Приготовление бетона для фундамента

Собираем опалубку

Если при кладке плитки создавать ее не обязательно, то для заливки монолитного покрытия она необходима, так как способствует удержанию раствора на одном уровне до его окончательного застывания. Зачастую ее сбивают из досок или фанеры. Устанавливается опалубка сразу по всей длине дорожки или монтируется по частям по мере заливки раствора.

Фото: подготовка опалубки для заливки отмостки дома

На дно траншеи ставятся колышки, к которым проволокой, гвоздями крепятся доски.

Для создания гидроизоляционного слоя дно опалубки застилается полиэтиленовой пленкой. Это предотвратит поглощение бетоном воды из грунта и повысит морозостойкость покрытия.

Создаем подушку

Когда опалубка собрана, следует приступать к засыпке песчаного слоя. Он будет выполнять функцию дренажа дорожки. Сверху пленки либо агроволокна высыпается чистый, желательно влажный, песок и равномерно распределяется по участку. Для большей надежности под низ можно утрамбовать тонкий слой щебня или гравия. Далее подушка увлажняется, трамбуется.

Фото: утрамбовывается песчанная подушка

Выполняем армирование

Металлические элементы внутри бетона продлевают срок его службы, не дают поверхности трескаться, уменьшают толщину слоя раствора. Чтобы снизить затраты на материалы, можно использовать старую проволоку, сетку, трубы.

Но лучший вариант – арматура с ячейкой сетки не более 10*10 см. Располагают ее посередине траншеи, закрепив фиксаторами или проволокой.

Процесс заливки

Стоит учесть, что для пешеходной дорожки достаточно толщины бетонного раствора в 5 см, для подъездных путей и участков с большими нагрузками слой должен быть от 8 см и выше.

Замес проводится в соотношении 1:3. Цемент перемешивают с песком в сухом виде, затем постепенно добавляют вода. Каждую порцию раствора следует сразу разравнивать провилом. Залитую поверхность уплотняют до выделения цементного молочка. Как только бетон начал схватываться, все неровности устраняют шпателем. После чего можно приступать к декорированию.

Для хорошего застывания бетона рекомендуется его увлажнять водой или накрывать полиэтиленовой пленкой. Через три дня можно снимать пленку и аккуратно разбирать опалубку.

Оформляем и украшаем

Оптимальный срок начала декорирования – спустя сутки после заливки раствора. С помощью железного прута на поверхности создают орнаменты, выполняют имитацию плитки, рисуя контуры. Кроме того, бетон можно окрашивать в разные цвета акриловой краской – дорожка получится яркой и интересной.

Для придания блеска наносят специальные пропитки, полироль, жидкое стекло. С этим отлично справляются фтористый силикат, средства на основе воска.

Рекомендации по уходу

Для продления срока службы бетонного покрытия его следует ежегодно обрабатывать гидрофобными средствами. Не стоит использовать зимой для очистки от снега железную лопату. Даже при малом обледенении тропинки ее нужно посыпать песком, но не солью. В противном случае покрытие со временем начнет крошиться.

Для садовых аллей бетон – надежный материал по доступной цене. А самостоятельное мощение и декорирование бетонных дорожек сделают их оригинальным  дополнением к ландшафтному дизайну вашего двора.

besedkibest.ru

Бетонные дорожки: советы профессионалов и инструкция по укладке своими руками (95 фото)

После завершения строительства дома его владельцу предстоит решить еще несколько важных вопросов. И одним из них является обустройство прилегающей территории. Ведь многие из нас хотят иметь тенистый сад или ухоженную лужайку перед домом. Поэтому нужно позаботиться о качественно уложенной дорожке, ведущей к зданию или соединяющей отдельные зоны на приусадебном участке.

Существует множество вариантов решения данного вопроса, но наиболее прочными и не слишком дорогими являются садовые тропинки из бетона.

Преимущества использования

Если вы хотите обустроить интерьер вашего участка, то бетонные дорожки на даче являются прекрасным выбором. Это объясняется не только возможностью проложить их самостоятельно, без привлечения строителей, но и рядом преимуществ данного материала.

Среди них:

  • долговечность и прочность;
  • несложность проведения строительных работ;
  • легкость последующего декорирования с использованием тротуарной плитки или другими способами по выбору собственника;
  • невысокая стоимость и минимум усилий при доставке материалов;
  • возможность выбора любой формы;
  • водостойкость и огнестойкость.

Вы можете сами выбирать способ, чтобы проложить дорожки в саду. Они могут быть, например, прямыми, соединяющими определенные участки на территории участка. Такой вариант прост в исполнении, но требуется четко рассчитать ширину. В то же время данное решение не будет оригинальным и часто визуально уменьшает территорию возле дома.

С тропинками, имеющими изгибы, придется больше потрудиться, но часто только они могут вписаться в изысканный стиль садового интерьера. Также следует учесть рекомендацию дизайнеров – ширина центральных дорожек должна быть около 1 м, а вот для дополнительных тропинок таких параметров не требуется. Для них можно ограничиться 50-70 см.

Как правильно приготовить раствор

Многих людей интересует вопрос, как сделать бетонную дорожку возле дома самостоятельно и насколько это сложно. Технология обустройства этого элемента дачного интерьера несложна, но ряд нюансов все же стоит учесть.

И одним важным элементом осуществления строительных работ является качественное приготовление раствора для заливки.

Состав бетона

Для приготовления бетонного раствора необходимо подготовить цемент, песок, а также гравий. Смешиваются они в разных пропорциях в зависимости от того, каким планируется назначение тропинки.

Например, для дорожки, которая предназначается для пешего перемещения жильцов, если она не будет испытывать серьезных нагрузок, достаточно соблюсти соотношение 1:2:4.

Но если вы обустраиваете подъездные пути с повышенными нагрузками на поверхность, то нужно повысить прочность и плотность. Поэтому при приготовлении раствора указанные составные элементы смешиваются в пропорции 1:1:2.

Технология изготовления

Важно не только правильно подобрать пропорции будущего раствора, но и качественно приготовить его. Ведь если вы решили выложить дорожки своими руками, то не стоит ошибаться на этом этапе. Подберите удобную емкость и засыпьте туда гравий с песком. Потом их тщательно перемешивают, чтобы появилась однородная масса.

В нее и нужно добавить заданный объем цемента и снова все перемешать. И только потом сухая смесь должна разбавляться водой. Расход жидкости в среднем составляет 2-2,5 л на 1 кг цемента.

Воду вливать нужно следующим образом. Из сухой смеси формируется горка, в центре которой надо сделать углубление. В это отверстие и начинают медленно вливать воду, сгребая к нему смесь с краев.

Для упрощения процесса вы можете использовать бетономешалку. Одновременно рекомендуют в раствор добавлять фиброволокно, а также соответствующие водоотталкивающие добавки.

Если провести по поверхности приготовленного раствора шпателем, то смесь должна моментально разгладиться. При протыкании ее лопатой появится бороздки, что подтверждает готовность раствора.

Обустройство бетонной дорожки

Весь комплекс работ не требует особых знаний и навыков. Достаточно приготовить нужный инструмент и следовать предложенным инструкциям.

Подготовительные мероприятия

После того, как вы определились с формой и шириной будущей дорожки, необходимо взять небольшие колышки и вбить их по всему периметру. Чем больше колышков вы будете использовать тем, точнее вы соорудите тропинку. Особенно это важно для извилистых контуров. Между колышками натягивается бечевка или шнур.

Затем необходимо вырыть траншею глубиной 20-25 см, на дно которой укладывается изолирующий материал. Геотекстиль или рубероид должны не только покрывать дно, но заходить на откосы траншеи.

Закладка данного материала в основание бетонной дорожки поможет защитить бетон от негативного влияния воды, а также имеет армирующие свойства. Дренаж также формируется путем последующей засыпки нескольких слоев песка. Их суммарная толщина должна быть около 10 см.

После укладки каждого слоя его нужно смочить водой и утрамбовать. Для повышения свойств дренажной подушки между уровнями песка добавляются щебень с гравием.

Монтаж опалубки

Для сооружения опалубки необходимо использовать доски толщиной 15-20 мм. Их ширина должна соответствовать высоте тропинки. При этом нужно поднять опалубку уровень на 2-5 см над уровнем окружающего грунта и предусмотреть небольшой клон до 1 см.

Доски следует прибить к внутренней стороне колышков, которые были установлены в качестве разметки. Также важно установить разделители с шагом 1,5 м. Они разделят вашу дорожку на отдельные секции. Получившиеся плиты для дорожек будут способствовать защите целостности конструкции от повышенной нагрузки и температурных колебаний.

В качестве деформационных швов можно применять пластины из металла или остатки сайдинга. После высыхания бетона их можно оставить там или извлечь. В последнем случае следует смазать пластины смазкой.

Армирование

Жесткость конструкции придает армирование. В этих целях можно использовать подручные материалы – остатки сетки-рабицы или трубы. Но эффективней будет применение специальной сетки с ячейками 100х100 мм из прутьев, имеющих диаметр 8 мм. В таком случае садовые дорожки прослужат намного дольше.

Арматуру надо разместить в центре будущей конструкции. Зафиксировать ее целесообразно при помощи специальных проволочных ножек или на кирпичиках. Армирование позволяет уменьшить бетонный слой до 8-10 см.

Особенности заливки раствора

Если вы хотите узнать, как залить бетонную дорожку правильно, то следуйте нашим инструкциям. Проводить работы нужно в сухую погоду, выбирайте для этого дни с плюсовой температурой. Приготовленная порция бетона заливается в полном объеме. Затем готовится новая партия. Не следует оставлять разведенный состав на следующий день – это в последующем приведет к растрескиванию плит.

Заливать раствор следует в опалубку до уровня ее краев. Для равномерности размещения состава на поверхности используют строительный вибратор или обычный прут. Прокалывание смеси шпателем и простукивания по опалубке и арматуре поспособствует более плотной укладке раствора.

Верхний слой необходимо разровнять. Для этого применяется обычное правило или ровная доска. Планку кладут на верхние края опалубки и ведут по ним как по рельсам. Раствор нужно выровнять по всей поверхности и убрать лишний объем.

Дорожка сохнет около 4 дней, но после выравнивания ее надо прикрыть пленкой. Так вы исключите быстрое высыхание, которое может привести к хрупкости плит. Опалубку следует убрать после высыхания – на пятый день.

Особенности декорирования

Чтобы придать тропинке оригинальность и изысканность, как это представлено на фото бетонных дорожек, необходимо воспользоваться разнообразной технологией декорирования:

  • по невысохшему бетону проводят шпателем для придания каких-либо изображений, например для имитации плитки;
  • изготовление небольших углублений в дорожке с последующим забиванием в них грунта и высаживанием травы;
  • придание блеска пропиткой из жидкого стекла;
  • размещение рисунков при помощи пластиковых форм;
  • состаривание поверхности и т.д.

Бетонная дорожка для сада это не только необходимость, гарантия комфорта проживания в загородном доме, но и изысканный, оригинальный элемент садового интерьера. Используемый материал обеспечивает достаточную прочность и долговечность конструкции. Причем соорудить ее можно самостоятельно.

Фото бетонных дорожек

Сохраните статью себе на страницу:

Присоединяйтесь к обсуждению:

landshaftdizajn.ru

Как правильно залить дорожку из бетона: заливаем по инструкции

Залитые бетоном дорожки перед домом

На первый взгляд, нет ничего проще, чем ответить на вопрос — как правильно залить дорожку из бетона возле дома? Приготовил или купил смесь, поставил опалубку, уложил и подождал, пока цемент схватится.

Но, возможно, потом придется переделывать работу из-за того, что технология выполнения работ не была соблюдена. Поэтому в данной статье мы более подробно раскроем вопрос, как правильно выполняется заливка дорожек бетоном, и постараемся открыть все секреты этого действа.

Постараемся, чтобы наша статья одновременной выглядела как инструкция, но и давала ответы на все ваши вопросы. Также, особое внимание обратим на подготовку: просто взять поставить доски и заполнить пространство между ними смесью из песка, цемента и щебня (плюс воды) — решение не для хозяев, а для шабашников.

Где прокладывать дорожки, и каких размеров они будут

Любая работа лучше всего получится, если сразу ее продумать составить проект. Конечно, для облагораживания приусадебного участка необязательно готовить полноценный пакет проектно-сметной документации с чертежами и сопутствующими приложениями но план продумать нужно.

Сначала нам нужно решить две задачи:

  1. где будут пролегать дорожки и находиться площадки;
  2. каких размеров они будут.

Рисуем план

Начнем с одной из легенд советского времени.

Это интересно: Когда только выстроили новое здание института ядерной физики в Дубне, академик Игорь Васильевич Курчатов, первый его директор и выдающийся физик (считается отцом советского ядерного реактора и бомбы), запретил укладывать дорожки, пока сотрудники не начнут обживать новые корпуса. Когда стали видны тропинки на земле протоптанные людьми, дорожки проложили по ним, скорректировав первоначальный проект благоустройства.

  • Такой же подход предлагается применить всем: обратите внимание, где вы чаще всего ходите и где паркуете автомашину.
  • Перед началом работ нарисуйте будущие дорожки на бумаге в произвольной форме, чтобы вам было все понятно.
  • К примеру, можно изобразить так, как на скриншоте ниже (использована простейшая программа для чертежей, но можно просто нарисовать карандашом или ручкой на бумаге).

На рисунке черным обозначены строения и ограда участка, синим границы будущих дорожек.

Совет. Если вы нанесете на рисунок размеры, то потом можно будет просчитать площадь, а по ней вычислить сколько нужно бетона для заливки (определив толщину дорожек).

Пример неправильно проложенных дорожек

Для того чтобы показать, как не надо прокладывать дорожки, приведём пример – правда, это не приусадебный участок а небольшой парк, но это не меняет сути вопроса. Вот спутниковый снимок этого места.

На первый взгляд все красиво, строгие геометрические формы дорожек прямо как в Версале. Весь подвох в следующем: обратите внимание на диагональные пути, они выделены зеленым.

Это кратчайший путь для многих людей, зачем идти вдоль ограды парка по улицам если можно срезать наискосок (я сам так делаю идя на работу). Но пройдя половину пути мы упираемся в газон, и остается два варианта либо идти по кольцу либо по газону. В хорошую погоду большая половина пешеходов выбирает газон.

Неправильно сделанный участок дорожки в зеленой окружности

Почему бы было не проложить лишних десять метров плитки — непонятно. Не совершите такую же ошибку на своем участке.

На что еще нужно обратить внимание

Планируя обустройство дорожек, учтите и еще несколько деталей.

  • Кроме того, что вы подъезжаете в гараж или на место для парковки во дворе, к вам могут приезжать и грузовики которые привозят габаритные грузы. Это может быть мебель, топливо для котла в вашем доме, если нет центральной канализации то придется периодически вызывать ассенизационную машину. Продумайте про пути для них.

Желательно чтобы можно было без затруднения подъехать к одному из входов в дом, оголовку септика или выгребной ямы, а также к помещениям, где планируется складировать топливо.

  • К дому всегда подходят коммуникации — газопровод, вода, канализация силовой и телефонный кабеля. Хотя в принципе строить дорожки над ними не запрещается но асе таки желательно их обойти. Ведь в случае ремонта сетей придется разбирать разрушать дорожку. В крайнем случае, перелечитесь с трубой или кабелем так чтобы их участок под покрытием был минимальных размеров.

Важно: В охранной зоне газопровода нельзя разводить огонь и обустраивать стоянки для автомобилей. К дому обычно подходят трубы низкого давления, для таких  магистралей ограничение действует на расстоянии 2 метра от оси. Планируя площадку для барбекю или парковки автомобиля, учитывайте это ограничение.

Также, устраивая основание для дорожки на большую глубину, вы можете встретиться с запретом на проведение земляных работ возле коммуникаций без согласования с соответствующими службами.

  • Не стоит также планировать дорожки возле деревьев с мощной, но неглубоко залегающей корневой системой (у нас это чаще всего тополя). Их корни могут сломать даже самую качественную заливку. Потом придется выбирать — дерево или дорожка. Причем, иногда удалить дерево сложно, на это нужно получить разрешение природоохранных служб, а это лишняя волокита.

Совет. Тополя и красиво смотрящиеся плакучие ивы наносят еще один вред покрытию, вода, даже образовавшаяся в виде росы и с листьев постепенно разрушает поверхность. Как в поговорке —  «вода камень точит». Ива тем более сама сбрасывает лишнюю влагу, принесенную корнями, и может «плакать» в любую погоду.

Обратите внимание на асфальт: там, где дорога под сенью таких деревьев она может быть в выбоинах, хотя остальные участки идеальны.

Определяемся с уклонами

Лужи на дорожках образуются от того, что не соблюдены уклоны

Теперь мы уже знаем, как будут выглядеть наши дорожки. Но перед тем, как начать работу, нужно решить еще один вопрос: как будем отводить воду, лужи на дорожках нам не нужны.

Для этого следует придать их поверхности уклоны.  Для отвода воды достаточно, чтобы они составляли не менее 2 промилле, то есть перепад на метре длины должен быть не менее 2 мм.

При этом руководствуемся следующими правилами:

  1. Воду отводим на нижерасположенные участки территории, причем желательно, чтобы она там тоже не скапливалась.
  2. Если есть ливневая канализация, то сброс предусматриваем в ее лотки и ендовы.
  3. Не предусматриваем отвод в сторону зданий, особенно если стены примыкают к дорожкам.
  4. Наиболее важно предусмотреть уклоны поперек дорожек, но не будет лишним и продольный перепад высот.

Обычно уклон предусматривается в одну сторону, но для больших площадок можно предусмотреть отвод в две стороны относительно оси. Правда при таком подходе придется брать больше отметок и ставить дополнительные маяки.

Уклоны тоже можно пометить на нашей схеме, причем нет необходимости чертить разрезы или указывать отметки, просто пометьте стрелками как на рисунке ниже.

Определили направление уклонов

С бордюрами или без

Дорожка, залитая без бордюра

Если дорожки из плитки, их обязательно устраивают с бордюрами (или очень редко поребриками). Они препятствуют горизонтальному перемещению элементов, то пути из монолитного бетона могут быть и без них. Тем более что отказ от бортовых камней удешевляет стройку.

Но можно (даже не пишем «желательно» — из-за цены) смонтировать и бордюр — это даст некоторые преимущества:

  1. Края бетона будут меньше обламываться.
  2. Залитые на замки бордюры защитят плиту покрытия от подмыва и проседания в большинстве случаев.
  3. Если заливка бетонных дорожек будет проведена с помощью форм, то она будет конструктивно похожа на плиточную, борт будет играть туже же роль.

Интересно. Часто считается что поребрик — это бордюр в Питере, да это слово чаще всего используют на самом деле там. У строителей более принят термин «бортовой камень».

В интернете широко распространена информация, что по ГОСТ 52289-2004 закреплено различие между бордюром и поребриком в том, что верх второго выступает над поверхностью с двух сторон, а у первого нет. Однако она ложная, в этом документе поребрик не упоминается вообще — в отличие от бордюра.

Впрочем, в старой литературе при описании дорожных работ такую разницу уловить можно, так что можно использовать термин «поребрик» в таком понимании.

Приступаем к строительству

Теперь, поэтапно и пооперационо опишем, как заливать бетонные дорожки.

Проводим разметку

Разметка (разбивка) будущих дорожек
  1. В первую очередь разбиваем площадку. По периметру, через 3-5 м вбиваем колышки,  обязательно ставим их на углах. Причем, если будем устанавливать бортовой камень, то колышки должны быть внутри заливаемой площадки. Если же от бордюра отказываемся — то снаружи, отступая от границы на толщину доски, из которой будем делать опалубку.
  2. Натягиваем леску, по которой будем ориентироваться.
  3. Желательно сразу взять и отметки (хотя все равно перед заливкой их придется корректировать). Таким образом, мы возможно сможем снизить объем земляных работ. То есть, леску натягиваем по отметкам.
Как взять отметки

Обычно в инструкциях как правильно заливать дорожки из бетона эта работа не описывается, а она очень важна. Поэтому, разберем способы и приемы взятия отметок для обеспечения уклонов.

Обычно для этого пользуются нивелиром с рейкой, с ним работаем следующим образом:

  • Устанавливаем прибор  на штатив в таком месте, что бы мы могли видеть как можно больше площадки нашего строительства
  • Выравниваем нивелир по встроенному уровню, пузырек воздуха в нем должен быть по центру внутреннего круга. Хотя современные приборы имеют плавающую самовыравнивающуюся призму, эту операцию желательно не пропускать.
  • В самом высоком месте (учитывая уклоны) произвольно берем отметку верха бетонного покрытия, рисуем ее любым способом на колышке. Можно также начинать и от самого низкого места.
  • Приставляем рейку к колышку, где была отмечена первоначальная отметка (для этого понадобится помощник), записываем высоту в перекрестии нивелира. Допустим, она 1672 мм.
  • Подходим к рейке и смотрим, на какой высоте была наша отметка, допустим 72 мм.
  •  К примеру, колышек находится на расстоянии 5 м, значит, при  уклоне в 2 промилле поверхность дорожки в этом месте должна быть 5х2=10 мм ниже.
  • Приставляем рейку к колышку и снимаем высоту, пусть она у нас будет 16742 мм.
  • Вычисляем, где должна быть отметка на этом колышке:
  1. 1672-1642=30 мм — на столько ниже стал нижний торец рейки.
  2. 30+72=102 мм — на такой высоте по шкале рейки у нас будет уровень первой отметки.
  3. 102-10=92 — на такой высоте должна у нас быть вторая отметка с учетом уклона.
  • Так по цепочке, от отметки к отметке, проходим все точки.
  • Если нам приходится переходить на участок, который не виден с точки первоначальной установки нивелира (например, за углом дома), то ставим его так, чтобы была видна хотя бы одна готовая отметка, ориентироваться будем на нее.

Есть еще один способ, который упрощает вычисления, но несколько менее точен:

  1. На первой точке помощник удерживает рейку так, чтобы ее нижний край совпадал с отметкой.
  2. Записываем высоту, она например 1651 мм.
  3. Вычисляем уклон по расстоянию между колышками, например те же 10 мм.
  4. Приставив рейку к следующему колышку, командуем помощнику — «выше, ниже» пока в перекрестии нивелира не будет отметка 1641 мм (1651-10=1641).
  5. Отмечаем положение нижнего края рейки на колышке.
Лазерный построитель плоскостей в работе

Еще быстрее отметки можно взять с помощью лазерного плоскостепостроителя. Его луч, вращаясь по кругу, отрисовывает линии на одном уровне на всех предметах.

Порядок выполнения работ будет следующим:

  1. Устанавливаем и включаем прибор.
  2. Замеряем, на сколько ниже линии нарисованной лучом наша начальная отметка. Например, получили 421 мм.
  3. На следующем колышке увеличиваем это цифру на величину уклона. То есть, отмеряем (уклон берем тот же что и в предыдущем примере 10 мм) отмеряем ниже 431 мм (421+10=431) и ставим риску.
Принцип работы водяного уровня
  • Но оптические нивелиры и лазерные плоскостепостроители (последние, кстати, дешевле) не всем доступны. Для того чтобы взять отметки, можно использовать водяной уровень.
  • Он представляет собой длинный шланг, на концах которого прозрачные вставки со шкалой. В шланг заливается вода, и естественной ее уровень постоянен для сообщающихся сосудов, как мы помним из школьного курса физики.
  • Это приспособление можно приобрести (цена на него меньше 1 тысячи рублей) или собрать самостоятельно. Отметки берутся точно также, как и с помощью лазерного плоскостепостроителя. Правда, отметим по личному опыту, без двух-трех помощников не обойтись, а работа занимает в два раза больше времени.

В случае уклона в две стороны, нужно дополнительно установить колышки-маяки по отметкам в самых высоких точках.

Устанавливаем бордюр

Установка бортового камня

Если мы все же решили монтировать бортовой камень, то чтобы уменьшить объем земляных работ лучше сразу не готовить основание, а установить бордюры. Хотя, эту операцию можно сделать после отсыпки подстилающих слоев под бетон.

Работы по установке бортовых камней своими руками выполняются в следующем порядке:

  • Копаем канавку под бордюр. Она должна быть примерно на 7-10 см ниже его края. Так как мы уже взяли отметки и натянули леску, определиться с глубиной будет не сложно. По шири ширине она аналогично  на 5-10 см больше этого габарита бортового камня с обеих сторон.
  • Укладываем на дно канавы бетон.
  • На бетон ставим бортовые камни, выравниваем их внутренний край по леске постукивая резиновым или деревянным молотком (для этого мы устанавливали колышки внутри а не снаружи периметра дорожки. Небольшие камни можно уложить просто руками, более тяжелые удобнее ставить вдвоем с помощью пары специальных захватов.
Установка бордюров с помощью захватов

Совет. Не обязательно захваты покупать, их легко можно сделать  самостоятельно.

  • После того, как камни выложены, заливаем раствор по сторонам от бордюра на высоту тоже 7-10 см и такую же ширину. Таким образом, наши бордюры окажутся прочно закреплены в бетонном «замке». Если мы выкопали канавку шире, и ставим камни после того, как убрали грунт под основание, дорожки то нужно ставить опалубку.

Готовим основание

Хорошо сделанное основание — залог того, что дорожка не просядет и не растрескается. Также, оно выполняет роль дренажа отводя воду из-под покрытия. Если вы досконально знаете, как правильно залить дорожки бетоном, но не подготовите основание, то никогда не добьетесь качества.

Работы проводим следующим образом:

  1. Удаляем плодородный слой земли, ее можно будет использовать, например для клумб.
  2. Готовим траншею под основание, еще ее называют «корыто». При этом исходим из следующего: выемка под дорожку выбирается глубиной 15-20 см, если по дорожке будут ходить только люди. Пути и площадки для автомашин выбираются на 20-40 см. Увеличивать глубину желательно и на слабых грунтах.
  3. Уплотняем грунт, для этого лучше всего использовать виброплиту. В крайнем случае, можно воспользоваться трамбовкой или хотя бы пролить несколько раз водой и давая ей высыхать.
  4. Будет отлично, если вы по уплотненному грунту уложите геосетку, но это не обязательно.
  5. Насыпаем слой песка, он должен быть немного больше половины высоты «корыта». Песок выравниваем и уплотняем.
  6. Точно также делаем слой щебня. Для небольших пешеходных дорожек можно ограничиться только песчаным основанием.

После этого основание готово, приступаем к другим работам.

Устанавливаем опалубку

Если мы уже уложили бордюры, то эта работа не нужна, так как бортовой камень исполнит ее роль. Если нет, то последовательность операций следующая.

Совет. Контакт бетона с бортовым камнем должен быть неполным. Желательно так же, как и при формировании температурно-деформационных швов, предусмотреть зазор между бордюром и дорожкой. Используем те же методы, что описаны ниже.

  1. Готовим материал, это должна быть доска толщиной 20-30 мм. Если используем более тонкую, то нужно будет чаще ставить подпирающие колышки.
  2. Если доска необрезная, то один ее край обрезаем.
  3. Чтобы бетон не прилипал к опалубке, желательно смазать доску любой смазкой — отработкой, мыльным раствором и т. п.
  4. Устанавливаем доски, верхний их край выравниваем по леске. Перед этим обязательно проверьте отметки, так как при выполнении земляных работ мы могли нечаянно сместить колышки.
  5. Забиваем дополнительные подпорные колышки.
  6. Для дорожек небольшой ширины по верху доски опалубки можно дополнительно сбить сверху стяжками из реек.
  7. Также опалубку можно обсыпать грунтом с внешней стороны.

Делая опалубку, желательно позаботиться об усадочных и температурно деформационных швах. Первый прорезаются на глубину до 2/3 толщины плиты и делаются в дорожках через 0,5-1,5 м, вторые разделяют монолит полностью, их желательно делать через 10-15 м.

В дорожном строительстве их обычно делают в отвердевшем бетоне нарезчиком швов, нам проще предусмотреть при заливке. Для этого вводим продольные перегородки из любого материала (дерево, металл даже стекло) толщиной 2-4 мм, которые потом уберем с опалубкой.

Арматурные работы

Уложенная арматурная сетка

Следующий этап — армирование. Укладываем по дну дорожки сетку из прутьев диаметром 3-5 мм и размером ячей 30-50 см. Можно приобрести готовую сетку, а можно и самостоятельно связать. На прочность это никак не влияет, так как арматура удерживается на месте за счет окружающего цементного камня. Также вместо сального прутка или проволоки можно применить стеклопластиковые прутья.

Совет. Для дорожек небольшой толщины стеклопластик и выгоднее, так как он не требует строго соблюдения толщины защитного слоя бетона.

Армируя дорожки, обратите внимание на две детали.

  • Чтобы металл не подвергался коррозии нужно чтобы от поверхности он отстоял на расстояние не менее 3 см. Достичь этого можно, либо крепя арматуру к опалубке, либо устанавливая прутья на специальные фиксаторы — один из вариантов представлен на снимке ниже.
  • Для небольших пешеходных дорожек, где бетонный слой менее 6 см, выполнить это условие трудно, но все же нужно стараться, чтобы металл как можно дальше отстоял от поверхности или, как мы уже говорили выше, применить стеклопластик.
  • Через 10-15 метров мы будем делать температурно деформационные швы без армирования, поэтому в этих местах сетка должна быть разделена.

Также дорожки небольшой толщины можно армировать не сталью, а введя в бетонную смесь фиброволокно, хотя нелишне оно и для усиленного обычным способом бетона.

Бетонирование дорожек

Дальше приступаем к бетонированию дорожек: нам придется залить слой бетона от 4 см для пешеходов, или до 6-10 см для автомобилей. Можно готовить смесь самостоятельно, а можно заказать товарный бетон.

Укладка бетона ведется обычным способом:

  1. Заливаем дорожки бетоном.
  2. Распределяем его по всему объему с помощью лопат и гладилок.
  3. Выравниваем поверхность с помощью доски. Ориентируемся по опалубке, которую мы установили по отметкам (или по заменяющим ее бортовым камням). Если уклон в две стороны, то в качестве ориентира используем маяки.
  4. Уплотняем бетон с помощью виброрейки или виброплощадки.

Выполняя бетонные работы, можно столкнуться со следующими проблемами:

  1. Поверхность бетона с крупным заполнителем трудно выровнять, поэтому ограничьте щебень фракцией 10-15 мм. Для толстых плит можно сделать покрытие двухслойным: внизу с крупным щебнем, вверху вообще без него.
  2. Если не получается выполнить работы за один день, то нужно стремиться заканчивать захватку на температурно-деформационном или хотя бы усадочном шве.
  3. Может возникнуть вопрос — как из бетона залить дорожку, если она большой ширины (к примеру, площадка для барбекю)? Просто разделите ее на полосы-захватки по три-пять метров. Для этого устанавливаем опалубку (обязательно взяв отметки), которую потом снимаем. Между захватками тоже устраиваем температурно-деформационные швы
Бетонирование дорожек в формы

Сегодня популярен еще один вид дорожек, который изготавливается с использованием покупных, или самостоятельно изготовленных форм. На фото ниже представлен такой вариант.

Дорожка, залитая с помощью форм

Такое покрытие очень похоже на плиточное (иногда полностью имитирует его), но делается заливкой из бетона. Рассмотрим технологию подробнее, хотя обычно при покупке формы можно получить бесплатную консультацию как заливать дорожки бетоном.

Форма, полностью имитирующая дорожку из плитки

Подготовительные работы выполняются обычным способом, за исключением нескольких отличий.

  • Можно заливать без опалубки и бордюров — но тогда при использовании некоторых форм (без ровных краев) края дорожки будут неровными, такой вид может планироваться в дизайне благоустройства участка.
Дорожка, залитая без опалубки и бордюров

Впрочем, бордюры желательны, так как делают сооружение более прочным.

  • Армирование не применяются (за исключением фиброволокон) это еще больше приближает такое покрытие к плиточному.

Процесс выполнения работ прост:

  • На подготовленное основание устанавливаем форму.
  • Чтобы достичь необходимого уклона, сверяем положение верха формы относительно натянутых по краям дорожки шнуров (если не были выставлены опалубка или бордюры). Для этого используем рейку.
  • Заполняем форму бетоном, причем укладываем его и на участки, примыкающие к бортовому камню или опалубке за пределами формы.
  • Выравниваем поверхность бетона и уплотняем его (тоже виброрейкой или хотя бы трамбовкой).
  • Сформовав участок, переставляем форму.
Распалубка сформованного участка
  • Когда бетон затвердеет, просыпаем швы песком. Для ускорения работ можно использовать две или несколько форм.
Использование нескольких форм ускоряет работу

Уход за бетоном

Для того чтобы дорожка получилась прочной и долговечной, нужно не только использовать качественный материал и не отходить от правильной технологии, нужно также дать бетону правильно затвердеть. Уход за бетоном заключается в выполнении обязательных операций и соблюдении некоторых требований.

Перечислим их:

  1. Стараемся не проводить работы в зимнее время. Если такая необходимость все-таки возникла, то добавляем в смесь противоморозные добавки, прогреваем материалы и затворяем горячей водой. Затем утепляем отформованные дорожки, а при возможности устраиваем их обогрев.
  2. После укладки смеси и ее первоначального схватывания, обеспечиваем постоянное увлажнение поверхности в течение нескольких недель. Можно просто проливать водой, распыляя ее, чтобы крупные капли не повредили поверхность. Еще лучше засыпать влажными опилками или песком и поливать водой его.
  3. Чтобы избежать потери влаги через испарение, укрываем дорожки пленкой.
  4. Нужно защитить бетон от атмосферных осадков и солнца. Впрочем, опилки и песок, или темная, не пропускающая ультрафиолет пленка, справляются с этой функцией.

Пользоваться дорожками можно после того, как бетон достигнет необходимой прочности — 18-20 дней. Полностью нагружать покрытие (парковать автомобиль) желательно после достижения марочной прочности, т. е. через четыре недели.

Декорирование дорожек

Ровная серая поверхность бетона иногда кажется унылой, но залитые дорожки можно сделать более красивыми. Для этого декорируем их. Можно применить несколько способов, как по отдельности, так и совмещая их.

Окрашиваем бетон

Разноцветные дорожки могут отлично вписаться в дизайн приусадебного участка

Для этого вводим в состав смеси пигмент. Чтобы цвет был ярким и правильным, окрашивают раствор, сделанный на основе специального белого цемента (он дороже обычного).

Для экономии окрашивать можно только верхний слой. Разделяя поверхность на участки (или используя форму для дорожек), можно нанести узоры и рисунки.

Инкрустируем поверхность

Залитая дорожка, украшенная осколками облицовочной плитки

Сразу после заливки, в поверхность бетона можно вдавить различные предметы, чаще всего используют облицовочную плитку, но можно использовать разноцветное стекло, гальку и т.п. Как и в случае, окрашивания можно создавать целые мозаики.

Мозаика на бетонной дорожке

Придаем рельеф

Штампованный бетон с имитацией брусчатки

Также не обязательна ровная поверхность, ей можно придать рельеф.

  • Простейший способ просто провести зубчатым шпателем, или нарисовать узоры различным инструментом, выдавливая их на свежеотформованной поверхности.
  • Кроме декоративного эффекта такая отделка полезна и практически, на рельефной поверхности труднее поскользнутся.
  • Еще очень популярно штампование поверхности. Можно попытаться самостоятельно изготовить штампы, но проще приобрести в строительном магазине или интернете. Стоят они порядка 400-700 рублей и обычно изготавливаются из полиуретана, но встречаются и из жесткого полимера.
  • Вкупе с окраской, штампованная залитая бетонная дорожка может быть похожей на изготовленную из самых различных материалов — от плитки до дерева.
Штамп из жесткого пластика имитирующий шестигранную плитку
  • Наносить узор штампом просто. После того, как проведена заливка дорожки бетоном, укладываем его на свежеотформованную поверхность, прижимаем и разглаживаем, затем снимаем.
  • Если инструмент из жесткого материала, то просто прижимаем. Затем снимаем и перелаживаем на следующий по порядку участок.

Можете посмотреть видео в этой статье, которое показывает, как наносится рельеф на бетон этим способом.

Процесс нанесения рельефа

Вот и все, что мы хотели рассказать про то, как залить бетонную дорожку надеюсь, наша статья была познавательной и полезной. Отлично, если вы примените наши инструкции и советы на практике. Пусть ваш приусадебный участок будет красивым и удобным.

beton-house.com

Как сделать садовые дорожки из бетона своими руками

Начнем без лишних предисловий, ведь, если вы на этой странице, значит, вас интересует, как построить садовые дорожки из бетона на своей даче. Существует множество вариантов обустройства дачного участка, но, в любом случае, на нем приходиться проводить бетонирование садовых дорожек, поскольку это самый оптимальный способ разделения газонов и прилегающей к дому территории.

Садовые дорожки из бетона – в чем преимущество?

Для начала рассмотрим, какие еще варианты обустройства участка предлагают современные дизайнерские разработки? Что кроме бетона используется при укладке дорожек? В принципе, каких-либо ограничений в этом вопросе не существует. Дорожки строят, как из бетона, так и из камня, керамической плитки, деревянных деталей, гравия, щебня, песка и других подходящих материалов. Но мы предлагаем рассмотреть изготовление бетонных дорожек, как наиболее приемлемый вариант. Почему же именно бетон?

Основные достоинства этой технологии и материала в частности

  • бетон является наиболее дешевым и доступным;
  • обладает высокой износоустойчивостью;
  • себестоимость одного погонного метра бетонной дорожки составляет всего около 30 рублей;
  • технология строительства предельно проста;
  • возведение не требует много времени;
  • изготовление раствора с использованием бетономешалки сводит трудозатраты к минимуму.

Виды строительства дорожек в зависимости от назначения

  1. Дорожки для пеших прогулок не требуют применения армирующих элементов. Также нет нужды в отсыпке толстого слоя щебневой подушки.
  2. И наоборот, если по приусадебным тротуарам будут перевозить какие-либо грузы, или они будут использоваться для парковки автомобиля, тогда бетонные дорожки на даче усиливают перечисленными выше способами. К тому же цемент покупают более высокого качества.

Как подготовиться к строительству бетонных дорожек?

Какие предварительные работы проводят перед бетонированием, с чего начинается строительство? Любые строительные работы начинаются с планирования. После чего проводят разметку участка. Для этого используют деревянные колышки и длинный шнур. Если дорожка будет состоять из фрагментов закругленной формы, то ее границы очерчивают мелким песком.

Если вы решили строить садовые дорожки из бетона своими руками, значит, и подготовительные земляные работы лягут на ваши плечи.

Чтобы при заливке раствор не растекался по краям, устанавливается опалубка из досок, края которых выставляют строго по высоте будущей дорожки из бетона. Это намного упростит всю последующую работу. Изготовление садовой бетонной дорожки закругленной формы проводят с использованием в качестве опалубки полос линолеума, листов жести или рубероида. Закрепляют их при помощи все тех же деревянных кольев.

Этапы работ

1. Траншея

Первым делом необходимо на размеченной области для будущей садовой дорожки вырыть траншею. Под пешеходные дорожки достаточно будет снять лишь верхний дерновой слой почвы на глубину не более 25 см. Дно готовой траншеи поливают водой и плотно утрамбовывают.

2. Колышки

На следующем этапе следует вдоль вырытой траншеи установить колышки, которые будут служить для крепления к ним опалубки. Шаг, через который нужно будет устанавливать колышки зависит от степени извилистости садовой дорожки. Наиболее оптимальным будет шаг в 1-1.5 метра.

3. Опалубка

После установки колышек начинаем делать стены опалубки, в качестве стен могут использоваться разные материалы. Если дорожки будем иметь извилистый вид, тогда лучше применить более гибкие материалы, например, листы фанеры, жести или пластик, а для менее извилистых можно взять обычные доски. Стены опалубки должны возвышаться от земли на 5-7 сантиметров, ибо со временем дорожка может немного уйти под землю.

4. Основа из щебня

Далее делают отсыпку из песка и мелкого щебня, который также увлажняют и трамбуют. Ширина такого слоя из щебня должна составлять 10 см.

5. Температурные швы и армирующая сетка

С течением времени при изменениях температуры внешней среды на бетонном слое садовой дорожки могут возникать трещины, чтоб это предотвратить используют температурные швы. Для этого необходимо установить рейки через каждые 1.5-2.5 метра. Рейки должны вонзаться на глубину 8-10 сантиметров бетонной части дорожки, после застывания бетона эти рейки изымаются, а возникшее пространство герметизируют.

Также, для более долговечного использования бетонной дорожки применяют армирующую сетку. Для дорожек предпочтительней использовать сетку с ячейками 10х10 сантиметров. Сетку следует разместить на 5-ти сантиметровую высоту от основы из щебня, прикрепив ее к опалубке.

6. Заливка бетона

Эту работу лучше выполнять вдвоем, первый человек будет заниматься непосредственно заливкой бетона, а второй выравниванием. Заливать бетон необходимо равномерно и до краев стенок опалубки. Чтобы избавиться от возможно возникшего воздуха в области опалубки, необходимо постучать по краям опалубки молотком, вибрация от стука поможет освободить воздух и увеличить плотность бетона. Также лучше прокалывать залитую смесь с помощью шпателя или какого-то другого инструмента.

Чем меньше воздуха будет содержаться в залитой бетонной смеси, тем плотнее и качественней получится садовая дорожка.

7. Выравнивание

После того как бетон залит, возьмите доску и пройдитесь ей по краям опалубки, тем самым разровняв бетонную поверхность будущей дорожки.

8. Высыхание

По завершении выравнивания следует накрыть дорожку полиэтиленовой пленкой, чтобы предотвратить попадание излишней влаги. Если на улице очень жаркая и сухая погода, то необходимо систематически увлажнять бетонную поверхность, дабы избежать возникновение трещин.

Через 7 дней можно начинать разбирать опалубку и доставать рейки. Садовая дорожка из бетона готова к эксплуатации.

Советы по работе

На этом подготовительные работы можно считать завершены, далее приступают к приготовлению бетона и заливке дорожек. Обычно для такого рода операций раствор готовят из расчета 1:3. То есть, на одну часть цемента добавляют три порции песка. Далее непосредственно рассмотрим, как сделать бетонную дорожку нужного качества.

Жидкую бетонную смесь заливают в опалубку и разравнивают мастерком, при этом необходимо следить, чтобы под поверхностью не оставались воздушные пустоты. Удаляют их легкими похлопываниями кельмы. Готовую дорожку накрывают полиэтиленовой пленкой и в течение нескольких дней регулярно поливают водой.

Читайте также: Отопление теплицы зимой: советы и секреты

Площадку под парковку автомобиля строят таким же способом, только для укрепления основания применяют двойное армирование арматурой диаметром 8 мм. Слой бетона должен быть не менее 250 мм. Для раствора используют цемент марки 400, как из разряда сильных.

Декорирование садовой дорожки

Если же вы не хотите в качестве садовой дорожки видеть одну серую бетонную плоскость, тогда существует множеств способов для придания ей оригинального внешнего вида.

Формы для садовой дорожки

Одним из способов украсить садовые дорожки являются специальные формы. Такие формы помогут сымитировать поверхность дорожки в виде булыжника или плитки. Отличительной особенностью является то, что заливка бетона производится в такие формы, после того как смесь схватиться, формочка изымается и так продолжается далее, пока дорожка не будет заполнена.

Время схватывания бетонной смеси зависит от самого вида бетона. Средним значением является время в 45 минут.

Декоративные камни

Другой способ заключается в декорировании бетонной поверхности, например, диким камнем. Декоративная поверхность крепиться к основанию с помощью специального клея. Такой способ позволяет комбинировать декоративные камни, а вариации и внешний вид дорожки ограничиваются лишь вашей фантазией.

Бордюр

Бордюр поможет придать садовым дорожкам ограниченный вид, а также выделить их среди газона. Можно попробовать поиграть со цветами бордюра и самой дорожки, выбирая тона светлее и темнее.

Понравилась статья — оцени!

remontideas.ru


Смотрите также