г. Нижний Новгород, ул. Зайцева, д. 31

413-19-81
413-66-50

[email protected]

Для чего нужны увеличительные приборы


Для чего используют увеличительные приборы

Жизнь на Земле многогранна и некоторые её представители имеют настолько маленькие размеры, что невооруженным глазом разглядеть их невозможно. Специально для того, чтобы увидеть, изучить и исследовать этих существ, существуют увеличительные приборы: лупы и микроскопы. Основной элемент лупы, дающий возможность разглядеть мелкие частицы, - выпуклая линза. Она преломляет падающий свет и даёт увеличенную картинку. Но этого мало, чтобы увидеть что-нибудь поменьше; для этого люди изобрели микроскопы - световые и электронные. В световом микроскопе используется направленный пучок света - поток фотонов, который, сталкиваясь с препятствием (мелкой частичкой), возвращается туда, откуда был направлен. Но если предмет изучения меньше размера фотона, то свет пройдет мимо объекта. Для этих целей существует электронный микроскоп - вместо фотонов в нём используются электроны (отрицательно заряженные частицы). Они меньше пучка света, что даёт возможность рассмотреть самые маленькие объекты.

vashurok.ru

5 класс. Биология. Устройство увеличительных приборов - Устройство увеличительных приборов

Разломите розовый, недозревший томат или яблоко с рыхлой мякотью. Вы увидите мельчайшие крупинки, из которых состоит мякоть. Это клетки. У этих плодов они имеют довольно крупные размеры.

В среднем клетки растений имеют размер 10–50 мкм (от одной сотой до пяти сотых миллиметра), хотя иногда бывают и гораздо крупнее. Человек же способен видеть невооруженным глазом лишь объекты порядка 0,15 мм. Даже клетки мякоти томата будут видны гораздо лучше, если рассмотреть их с помощью увеличительных приборов – лупы или микроскопа.

Устройство лупы

Лупа – самый простой увеличительный прибор. Главная его часть – увеличительное стекло, или линза. Иногда линз может быть несколько. Лупы бывают ручные и штативные. Рис. 1.

   Рис. 1. Лупы

Ручная лупа увеличивает предметы в 2–20 раз. Её единственная, выпуклая с двух сторон линза вставлена в оправу. При работе её берут за рукоятку и приближают к предмету на такое расстояние, при котором изображение предмета наиболее четкое – фокусное расстояние.

Штативная лупа увеличивает предметы в 10–25 раз. В её оправу вставлены два увеличительных стекла, укреплённые на подставке – штативе. К штативу прикреплен предметный столик с отверстием и зеркалом. Для фокусировки (расположения линз на наилучшем расстоянии от объекта) используется винт.

Если с помощью лупы рассмотреть кусочки мякоти полуспелого плода томата, арбуза, яблока, вы увидите отдельные клетки, сможете даже рассмотреть их форму, но не увидите никаких деталей строения.

Для изучения строения клеток необходимо большее увеличение, в таких случаях пользуются микроскопом. Самый простой, классический микроскоп – световой, или оптический.

Устройство светового микроскопа

Слово «микроскоп» происходит от греческих слов «микрос» – «малый» и «скопео» – «смотрю». Изучение объектов с использованием микроскопа называется микроскопия. Световой микроскоп способен давать максимальное увеличение до 2000 раз. Учебный прибор, с которым вы работаете в школе, скорее всего, имеет рабочее увеличение до 800 раз. Рис. 2.

   Рис. 2. Световой микроскоп

Микроскоп состоит из основных элементов – объектива и окуляра, которые закреплены в подвижном тубусе. Он, в свою очередь, расположен на металлическом основании – штативе, на котором имеется и предметный столик. В современном микроскопе практически всегда есть специальная осветительная система, состоящая из нескольких линз. В учебном микроскопе её роль выполняет вогнутое зеркало.

В тубус вставлены линзы. В верхнем конце находится окуляр (от латинского слова «окулус» – «глаз») – ближайшая к глазу наблюдателя деталь. Он состоит из оправы и двух увеличительных стёкол. На нижнем конце тубуса помещается объектив (от латинского слова «объектум» – «предмет»), состоящий из оправы и нескольких увеличительных стекол.

Предметный столик выполняет роль поверхности, на которой размещают микроскопический препарат. В центре имеется отверстие, пропускающее свет, отражённый зеркалом.

Микроскоп, имеющий два окуляра, называется бинокулярным. Рис. 3. Он позволяет получать два изображения объекта – для левого и для правого глаза, что обеспечивает объёмное восприятие. Такие микроскопы широко используются в медицине, биологии и геологии.

  Рис. 3. Бинокулярный микроскоп

На оправах окуляров и объективов нанесена информация об их увеличении. Чтобы узнать, насколько увеличивается изображение при использовании учебного микроскопа, надо умножить увеличение окуляра на увеличение объектива. Например, если окуляр дает 10-кратное увеличение, а объектив – 20-кратное, то общее увеличение 10 х 20 = 200 раз.

Даже увеличения в 2000 раз недостаточно, чтобы рассмотреть тонкие детали строения клеток. Тем более невозможно увидеть в световой микроскоп отдельные молекулы или атомы. Для решения этой проблемы в XX в. был изобретен электронный микроскоп, увеличивающий изображение в десятки и сотни тысяч раз. Рис. 4.

   Рис. 4. Электронный микроскоп

История появления микроскопа

Составные световые микроскопы с двумя линзами были изобретены в XVI в. Первого их изобретателя трудно определить точно. Самые ранние сведения о микроскопе относят к 1590 году и связывают с именами Иоанна Липперсгея (который также разработал первый простой телескоп) и Захария Янсена. Рис. 5.

   Рис. 5.

Чуть позже, в 1624-м году Галилео Галилей представляет свой составной микроскоп, который он первоначально назвал «оккиолино», т. е. «маленький глаз». Годом спустя был предложен термин «микроскоп».

В XVII в. голландец Антони ван Левенгук сконструировал более совершенный микроскоп, дающий увеличение до 270 раз. Левенгук считается первым, кто сумел привлечь к микроскопу внимание биологов. Его изготовленные вручную микроскопы представляли собой очень небольшие изделия с одной очень сильной линзой. Они были неудобны в использовании, однако позволяли очень детально рассматривать изображения. Понадобилось около 150 лет развития оптики, чтобы составной микроскоп смог давать такое же качество изображения, как простые микроскопы Левенгука.

Правила пользования микроскопом

Поставьте микроскоп штативом к себе на расстоянии 5–10 см от края стола. В отверстие предметного столика направьте зеркалом свет.

Поместите приготовленный препарат на предметный столик и закрепите предметное стекло зажимами. Пользуясь винтом, очень плавно опускайте тубус так, чтобы нижний край объектива оказался на расстоянии 1–2 мм от препарата.

В окуляр смотрите одним глазом, не закрывая и не зажмуривая другой. Глядя в окуляр, при помощи винтов медленно поднимайте тубус, пока не появится четкое изображение предмета.

После работы микроскоп уберите в футляр. Микроскоп – хрупкий и дорогой прибор: работать с ним надо аккуратно, строго следуя правилам.

Электронный микроскоп

В электронной микроскопии для построения изображения вместо световых лучей используется пучок электронов. Это позволяет увеличить разрешающую способность электронного микроскопа по сравнению со световым в несколько тысяч раз.

Первый работоспособный прототип электронного микроскопа был построен в 1932 году. Рис. 6. Серийное производство электронных микроскопов было начато в конце 30-х годов.

   Рис. 6. Первый электронный микроскоп

источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/biology/5-klass/kletochnoe-stroenie-organizmov/ustroystvo-uvelichitelnyh-priborov?seconds=0&chapter_id=2398

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=Aci8yAYrq0U

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=arkq7LVZrD8

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=HU_zfPPHWjY

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=OLwncNlyDLU

источник презентации - https://prezentacii.org/prezentacii/prezentacii-po-biologii/3615-ustroystvo-uvelichitel-nyh-priborov-i-pravila-raboty-s-nimi.html

www.kursoteka.ru

Увеличительные приборы

Исследование микроорганизмов стало возможным после изобретения и использования увеличительных приборов. В данной статье мы вспомним материал за 6 класс биологии и повторим, какие приборы существуют, как они работают, познакомимся с историей открытия микроскопа.

Познавая окружающий мир, человечество столкнулось с тем, что без специального оборудования невозможно рассмотреть и изучить строение живых организмов. Современной науке уже известно, что организмы состоят из клеток. Чтобы удостовериться в этом, учёные изобрели увеличительные приборы, которые помогают увеличить изображение в несколько сотен раз. К такому оборудованию относятся:

  • Лупа – простой прибор, способный увеличить изображение до 20 раз. Состоит из ручки и оправы с увеличительным стеклом. Существует ещё и штативная лупа – это прибор, на котором стекло закрепляется на штативе. С помощью такого прибора можно увидеть клетки, но познать их строение не получится.

Рис. 1. Штативная лупа.

  • Микроскоп – более сложное оборудование, которое позволяет рассмотреть и изучить самые мелкие предметы. Его способность увеличивать достигает несколько тысяч раз.

Слово «микроскоп» в переводе с греческого языка обозначает «микрос» – мелкий, «скопео» – смотреть.

Световой микроскоп увеличивает изображение прозрачных и полупрозрачных предметов. Световые лучи пронизывают исследуемый объект, а с помощью увеличительных линз (их здесь несколько) увеличивают изображение в сотни, тысячи раз.

Строение увеличительного прибора следующее:

  • тубус (трубка) с окуляром, расположенным в верхней его части;
  • окуляр имеет оправу и пару увеличительных стёкол;
  • нижний конец тубуса имеет объектив, состоящий из оправы и нескольких увеличительных стёкол;
  • штатив, к которому прикрепляется тубус;
  • винты для поднятия и опускания трубки;
  • предметный столик;
  • зеркало.

Чтобы рассмотреть объект, его, с помощью зажимов, закрепляют на предметном столике.

Рис. 2. Световой микроскоп.

Современные электронные микроскопы могут увеличивать изображение в 3,5 тысячи раз.

Первые микроскопы появились в конце XVI века, они состояли из двух линз. В 1665 году английский учёный Роберт Гук использовал усовершенствованный вид микроскопа для изучения строения среза дубовой пробки, на поверхности которой он смог рассмотреть поры (ячейки). Увидев такие же ячейки и в сердцевине бузины, он дал им название «клетки».

Во второй половине XVII века голландский учёный Левенгук сумел сконструировать прибор, способный увеличивать в 270 раз. Так он открыл микроорганизмы.

Рис. 3. Микроскоп Левенгука.

Создание увеличительного оборудования основало изучение клеточного строения живых организмов.

Увеличительные приборы бывают двух видов: лупа и микроскопы. С их помощью стало возможно изучение микроорганизмов и клеточного строения всего живого на планете. Современные микроскопы способны увеличивать изображения в несколько тысяч раз, тем самым помогая лучше познать строение и жизнедеятельность клеток, а также законы природы.

Средняя оценка: 4.4. Всего получено оценок: 524.

Page 2

Образовака Биология

  • Класс ДвудольныеТест
  • Семейство МотыльковыеТест
  • Растительные сообществаТест
  • ВирусыТест

obrazovaka.ru

Лупы увеличительные – поведаем все о видах и применении! + видео

Лупы увеличительные относятся к оптическим системам, которые состоят из одной или нескольких линз. Главное их предназначение – увеличивать для разных наблюдений мелкие предметы или предметы, которые расположены на расстоянии.

Лупа ручная и штативная – две конструкции одного прибора

Оставим пока в стороне остальные оптические приборы и сосредоточимся на лупе – приспособлении, которое необходимо для работы во многих областях! Приспособление это довольно простое, в отличие от микроскопов и других увеличительных приборов. Пригодится оно не только в биологии или медицине, а также и в археологии, банковском и ювелирном деле. Не обойтись без данного приспособления в криминалистике и в часовых мастерских, при ремонте и изготовлении радиотехники и в других областях.

Лупы разделяют по основным параметрам увеличения и по назначению. По общим принципам разделения ГОСТа они бывают малого и среднего увеличения, а также существует лупа с большим увеличением. В зависимости от  предназначения их делят на просмотровые, измерительные, зерновые, часовые, текстильные, лупы для просмотров кадров и для сквозных наводок сопряженного визира киносъемочных аппаратов.

Устройство этих оптических систем считается самым простым, потому что включает увеличительное стекло, которое обычно выпуклое, и оправу. В зависимости от оправы, увеличительные приборы бывают ручными или штативными. Ручная лупа – это простейшее приспособление, способное увеличивать предметы от 2 до 20 раз, пользоваться такими лупами очень просто. Надо просто взять ее рукоятку и приблизить к предмету на определенное расстояние, чтобы предмет был изображен наиболее четко.

При использовании штативной лупы предмет можно увеличить от 10 до 25 раз. Это происходит за счет того, что в оправе имеются два увеличительных стекла, которые прочно закрепляются на штативе – специальной подставке. Обычно для более удобной работы штатив прикрепляется к столику, где есть отверстие и зеркало. Даже несмотря на некоторое формальное усложнение конструкции, это все равно довольно маленькая лупа, компактная и легкая в использовании.

Увеличительные лупы – во сколько раз будет лучше видно?

  • Лупа малого увеличения отличается небольшими габаритами, такие модели удобны и компактны. Они хороши для того, чтобы увеличивать мелкие объекты и небольшие предметы. Такие инструменты вполне пригодны не только для бытовых ситуаций, но и для некоторых профессиональных работ. К этим приспособлениям относятся инструменты, которые могут увеличивать изображения не больше, чем в 5 раз.
  • Тип луп среднего увеличения предназначен для многих сфер деятельности, они относятся к универсальным и компактным системам. С помощью такого приспособления можно до мельчайших подробностей изучить небольшие по размеру детали, которые порой недоступны человеческому зрению. Пользоваться такими лупами можно не только при выполнении некоторых специфических работ, они хороши и для бытовых целей. Модели данного типа могут увеличивать изображения больше, чем в 6 раз.
  • Лупы большого увеличения – самый мощный тип этого инструмента. С их помощью можно легко увеличить любые мелкие предметы и образцы. Часто именно такие приспособления применяют ювелиры и часовщики. Используют такие лупы также коллекционеры и те, кому приходится постоянно работать с мелкими текстами. Данные модели считаются хорошими помощниками в сферах и в деятельности, где важна точность работы. С их помощью предоставляется возможность увеличивать изображения больше, чем в 10 раз.

Увеличительные оптические приборы – лупа и ее виды

Просмотровые лупы – это очень удобные и качественные приспособления, они необходимы при чтении текстов с мелкими шрифтами, для подробного изучения мелких рисунков или изображений. Просмотровые лупы отличаются тем, что у них имеется не только удобная ручка, но и хорошая оправа. Эта разновидность является универсальной в использовании, ее можно применять, находясь в дороге или дома. Главное ее достоинство – способность передать не только четкие, но и яркие изображения.

Основной особенностью измерительных луп является получение значения физических величин, которые измеряются в установленном диапазоне. Предназначение таких приспособлений – выполнять линейные измерения на плоскостях при помощи измерительной шкалы, диапазон которой составляет от 0,1 до 15 мм, и где цена делений 0,1 мм. Так мы получаем удобный для восприятия тип информации об объекте, не пользуясь никакими вспомогательными инструментами, типа измерительных линеек.

Зерновые лупы предназначены для тщательной чистки семян. Они позволяют проверить качество и отобрать элитные зерна. Для того чтобы рассматриваемые объекты не рассыпались, на таких лупах сделан специальный ободок. Часто используют такие приспособления и для проведения анализа зараженности зерен. Часовые лупы применяют часовщики, это конструктивное решение подобрано специально для удобства в работе с мельчайшими механизмами. Форма сделана таким образом, что мастера могут вставить ее в глаз и, слегка прищурясь, создать прижим в глазной области. У данных моделей небольшой размер, и во время работы свободны обе руки.

Текстильные лупы применяют не только в сферах текстильной промышленности, но и во многих других областях.

Главная их задача – выявлять дефекты на тканях, а также определять их плотность, часто ими пользуются и филателисты. Для удобства корпус данного приспособления сделан таким образом, чтобы он мог раскладываться. Лупы для просмотров кадров отличаются конструктивным решением, в них сделаны специальные пазики в корпусе, которые позволяют не только выравнивать, но также передвигать и закреплять пленки. Для того чтобы отметить выбранные кадры для печати, корпус оснастили специальным устройством, которое делает просечки на краях пленки. Такими лупами можно увеличить изображение более, чем в пять раз, и весят они при этом около 50 граммов.

Выбираем лупы для дома и быта

Есть еще некоторые виды луп, которые оценят хозяйки и мастера-самоделкины. Многие домашние работы можно сделать с помощью луп-насадок или налобных луп. Лупы-насадки специально сделаны так, что их всегда можно прикрепить к очкам. Это очень удобно для выполнения многих работ. Увеличение будет в 2 или 3 раза, а руки при этом полностью свободны. Если потребуется большее увеличение, а это, возможно, для занятия вышивкой или изготовления кружев, тогда надо выбрать лупу на штативе. У нее несколько больше возможностей, и увеличивать изображение она способна в несколько раз больше.

Отправляясь в походы или путешествия, или даже просто по магазинам, следует обратить внимание на лупы с ручками. Они легкие, для них не нужно много места. Часто бывает, что рассмотреть этикетки на вещах бывает сложно, а имея в сумочке компактную лупу, можно лучше разобраться с выбором товара. Даже если вы посадили занозу, всегда спасет подобная спутница. Особый уход для нее не требуется, и хранить ее удобно на полке или в ящике.

Выбирая лупу для дома, необходимо обращать внимание не только на цветовое решение, но также и на общий дизайн приспособления. Не стоит приобретать слишком яркие, такие расцветки влияют на глаза, и при длительном пользовании глаза устают. Более того, отмечено, что слишком яркие тона неблагоприятно влияют и на психику людей. Лупы, предназначенные для большого увеличения, обычно тяжелые, так как в таких случаях линзы используют толстые, как раз они и имеют большую массу. Удержать при длительной работе их бывает тяжело, поэтому желательно, чтобы для использования были предусмотрены специальные подставки.

remoskop.ru

Увеличительные приборы (6 класс)

Класс: 6 класс

Дата: _19.09.2016г.

Тема урока: «Увеличительные приборы: микроскоп, лупа. Приёмы пользования увеличительными приборами. Приготовление препарата. Материалы и оборудование. Техника безопасности.» ЛР №2 «Знакомство с увеличительными приборами и лабораторными инструментами».

Тип урока: комбинированный

Цель: формирование у учащихся представления о строении и принципах  работы увеличительных приборов, о значении их  изобретения для развития  биологических наук.

Задачи:

Образовательные: сформировать у учащихся представление о строении и принципах  работы увеличительных приборов, отработать   навыки  работы  с  увеличительными приборами

Развивающие: развивать логическое мышление через умение анализировать, обобщать материалы, делать выводы, сравнивать; развивать наблюдательность;

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету.

Оборудование: учебник «Биология» 6 кл., презентация к уроку, ручная лупа, штативная лупа, микроскоп, покровное и предметное стекла, готовый микропрепарат.

Приветствие

Подготовка к работе (проверка готовности учащихся к уроку)

Проверка наличия учащихся

Приветствуют учителя.

Доклад деж.

Проверка д/з

Устный опрос у доски

  1. Экологические факторы

  2. Среда обитания растений.

Отвечают у доски

Актуализация знаний

Глаз человека способен различать предметы различной величины. Но есть такие мелкие структуры, которые человек не может увидеть невооруженным глазом. Каким же образом люди смогли изучить микроскопические структуры?

- Какие увеличительные приборы вы знаете?

- В каких случаях ими пользуются?

Отвечают. Записывают число и тему.

Изучение нового материала

История создания микроскопа  и значение этого изобретения

Первый простой микроскоп был изобретен в 1590 году в Голландии Янсеном. Об устройстве этого прибора известно, что он состоял из трубы, прикреплённой к подставке с двумя увеличительными стеклами. Усовершенствовал этот прибор другой голландец — Антонии ванн Левенгук. Но первым, кто понял и оценил огромное значение микроскопа, был англичанин Роберт Гук — физик, метеоролог, биолог, инженер и архитектор. Он впервые применил микроскоп для исследования растительных и животных тканей. Роберт Гук немного усовершенствовал микроскоп, а потом с его помощью рассматривал различные предметы и зарисовывал их. Однажды Гук сделал тонкий срез растительной пробки и стал рассматривать его под микроскопом. Ученый увидел, что кусочек пробки состоит из множества ячеек, которые он назвал «клетками». Это произошло в 1665г. Шло время, совершенствовались микроскопы ученые все больше  и  больше узнавали о клетках, их строении и функциях. Оказалось, не только растения, но и все другие живые организмы: животные, грибы, бактерии состоят из клеток, т.е. имеют клеточное строение. Современная наука создала  сверхмощные электронные микроскопы, позволяющие увидеть ультрамелкие структуры, дающие возможность изучать процессы  на  субклеточном  уровне.

Устройство лупы и микроскопаЛупа— самый простой увеличительный прибор. Главная его часть — увеличительное стекло, выпуклое с двух сторон и вставленное в оправу. С помощью лупы мы видим изображение предмета, увеличенное в 2—25 раз. Лупу берут за рукоятку и приближают к предмету на такое расстояние, при котором изображение предмета становится наиболее четким. Микроскоп — это прибор, увеличивающий изображение предмета в несколько сот и даже в тысячи раз. Главная часть светового микроскопа, с которым вы работаете в школе,— увеличительные стекла, вставленные в трубку, или тубус (по-латыни «тубус» значит «трубка»). В верхнем конце тубуса находится окуляр, состоящий из оправы и двух увеличительных стекол. Название «окуляр» происходит от латинского слова «окулус», что значит «глаз». Рассматривая предмет с помощью микроскопа, глаз приближают к окуляру. На нижнем конце тубуса помещается объектив, состоящий из оправы и нескольких увеличительных стекол. Название «объектив» происходит от латинского слова «объектум», что значит «предмет». Тубус прикреплен к штативу. К штативу прикреплен также предметный столик, в центре которого имеется отверстие, и под ним зеркало. Пользуясь микроскопом, можно рассмотреть клетки всех органов растения. Свет направлять зеркалом в отверстие предметного столика. Приготовленный препарат, помещают на предметный столик и закрепляют там предметное стекло двумя зажимами. 

Пользуясь винтом, плавно опускают тубус так, чтобы нижний край объектива оказался на расстоянии 1—

2 мм от препарата. Смотря в окуляр, медленно поднимают тубус, пока не появится четкое изображение предмета.

- Как нужно работать с микроскопом? (формулировка правил работы с микроскопом, демонстрация)

- Этапы приготовления препарата из прозрачной кожицы лука (стр. 21)

ЛР №2 «Знакомство с увеличительными приборами и лабораторными инструментами».

Цель: познакомиться с устройством увеличительных приборов. Научиться пользоваться микроскопом.

Оборудование: микроскоп, ручная и штативная лупа, предметное и покровное стекла, готовый микропрепарат.

Ход рабты:

1.Изучить устройство микроскопа (рис.13)

2.Определить последовательность приготовления препарата из луковицы. (стр. 22 «Я»)

3.Определить функции составных частей микроскопа (стр. 23 таблица)

Стр. 22 «Я»

  1. Накрывают препарат покровным стеклом – 5

  2. Очищают луковицу от шелухи – 2

  3. Снимают тонкую кожицу с выпуклой стороны луковицы – 3

  4. На предметное стекло наносят немного воды – 1

  5. Препаровальной иглой расправляют тонкую кожицу – 4

  6. Устанавливают препарат на предметный столик – 6

Стр. 23 таблица

Слушают рассказ учителя

Изучают строение микроскопа

Выполняют лабораторную работу

Закрепление

1. Какие увеличительные приборы ты знаешь?

2. Что представляет собой лупа и какое увеличение она дает?

3. Как устроен микроскоп?

4. Как узнать, какое увеличение дает микроскоп?

Отвечают на вопросы

Рефлексия

Итог

  • Я узнал…

  • Мне понравилось…

  • Я затруднялся…

Подводят итоги урока.

Д/з

  1. §5 читать, пересказ

  2. оформить ЛР

Записывают д.з.

Афанасьева Н.В.

infourok.ru

Урок по биологии "Увеличительные приборы"

ПРОВЕРИЛА ДИРЕКТОР ОСИПОВА Н.Н.________________

БИОЛОГИЯ 6 КЛАСС.

Дата: 19 сентября 2016 уч. год Урок №5

ТЕМА: Увеличительные приборы.

Лабораторная работа № 2 Знакомство с увеличительными приборами и лабораторными инструментами

Целеполагание: знание увеличительных приборов, умение работать с ними

Задачи:

Обучающие: познакомить учащихся с устройством увеличительных приборов, правилами работы с ними;

Развивающие: научит описывать результаты наблюдений, развивать умения самостоятельной работы;

Воспитательные: способствовать формированию навыков оперативности учебной работы, необходимость которых определяется высоким темпом изучения нового материала.

Оборудование:  лупа, рисунки учебника, тетрадь, тетрадь для лабораторных работ, словарь

Тип урока: урок изучения нового материала.

ПЛАН УРОКА

Приветствие, определение целей урока.

Психологический настрой

Повторение правил безопасного поведения в кабинете биологии

Беседа

II Проверка изученного материала.

  1. Процессы, протекающие в организме растения, обеспечивающие его жизнедеятельность: питание, дыхание, выделение, размножение, рост и развитие.

  2. В процессе питания организм получает из окружающей среды необходимые для себя вещества, благодаря чему живет и увеличивается в размерах.

  3. Во время процесса дыхания в растении используется кислород. В результате выделяются углекислый газ и пары воды, а сами растения используют для жизни накопленную энергию.

  4. Образованные в ходе жизни ненужные вещества выделяются в окружающую среду, т. е. происходит процесс выделения. Так, деревья накапливают ненужные вещества в осенних листьях и избавляются от них во время листопада.

  5. Растения всю жизнь увеличиваются в размерах, т.е. растут, образуя новые листья, ветви и т.д.

  6. С возрастом растение развивается, оно взрослеет и молодеет (стареет).

  7. Все факторы среды, влияющие на организм, называются экологическими факторами

  8. Все экологические факторы неживой природы называются абиотическими (от греч. биос + частица а - отрицание)..

  9. Все факторы живой природы называются биотическими

  10. Почва -это верхний слой суши.

  11. Все, что связано с воздействием человека, называется антропогенными факторами.

  12. Вода считается самой благоприятной средой обитания для большинства водорослей.

  13. Наземно-воздушная среда обитания отличается большим содержанием воздуха.

  14. Почва необходима всем наземным растениям и многим водным..

  15. Другой живой организм является средой обитания для многих паразитов.

Графический диктант

взаимопроверка

III Изучение нового материала.

Какие увеличительные приборы вы знаете? В каких случаях ими пользуются?

Общий признак всех живых организмов - клеточное строение, т. е. тела всех организмов состоят из клеток.

Самый распространенный увеличительный прибор - луда - дает увеличение в 3-5 раз. С ее помощью рассматривают мелкие предметы, плохо различимые глазом. Ее основа - обычное увеличительное стекло. Для удобства в использовании оно вставляется в оправу с ручкой. Более сложные лупы снабжены штативом и предметным столиком из прозрачного стекла. Штативные лупы дают увеличение в 10-25 раз.

Устройство микроскопа

Микроскоп (от греч. микрос - малый, скопэ -смотрю) - сложный прибор, позволяющий получать увеличенное изображение очень мелких предметов (рис. 13). Обычный световой микроскоп дает увеличение до 1500 раз. Значительно большее увеличение дают электронные микроскопы.

Основная часть микроскопа - тубус (от лат. тубус - труба) с увеличительными стеклами. В верхней части тубуса установлен окуляр (от лат. окуля-рис - глазной), в нижней части - объектив (от лат. объективус - предметный). С обеих сторон тубуса имеются винты настройки.

Тубус крепится к штативу. С помощью винта можно опускать и поднимать тубус. В центре предметного столика имеется маленькое отверстие, под которым установлено вращающееся зеркало для улавливания света. Мощный пучок света просвечивает исследуемые объекты насквозь, поэтому такие микроскопы называются световыми.

Чтобы узнать, во сколько раз увеличивается рассматриваемое изображение, необходимо умножить числа, указанные на объективе и окуляре. На пример, если на окуляре число 15, на объективе - 40, то 15 х 40 = 600. Значит, предмет увеличивается в 600 раз.

Приготовление микропрепарата

Оборудование, необходимое для работы с микроскопом: предметное и покровное стекла, препаровальная игла, пипетка, вода.

Прежде чем рассматривать микропрепарат под микроскопом, нужно его приготовить (рис. 14). Для этого берем предметное стекло, наносим на него пипеткой 1-2 капли воды и размещаем на нем снятую кожицу лука, расправляя ее в капле воды. Накрываем покровным стеклом, устанавливаем на предметный столик и рассматриваем.

При увеличении под микроскопом видны продолговатые клетки, плотно прилегающие друг к другу. Особенно хорошо видны оболочка, цитоплазма и ядро клетки. Если вместо воды капнуть слабый водный раствор йода, ядро приобретет темно-коричневый оттенок и будет более четко видно под микроскопом.

Правила работы с микроскопом:

  1. С микроскопом работают только сидя на стуле. Микроскоп устанавливаютна расстоянии 5-8 см от края стола. Перед работой его необходимо протереть

    сухой салфеткой и не передвигать до конца работы.

  2. Препарат помещают на предметный столик.

  3. На препарат направляют зеркалом свет (попадание света наблюдается черезокуляр).

  4. Пользуясь винтом настройки, плавно опускают и поднимают тубус, пока непоявится четкое изображение предмета.

  5. После работы микроскоп тщательно протирают и убирают в футляр.

  6. Нельзя ставить микроскоп рядом с химическими реактивами. Он долженхраниться в чистом шкафу отдельно.

Чтение статьи,

Эвристическая беседа.

Составление схемы в тетрадях

IV Лабораторная работа №2

Лабораторная работа №2.

Знакомство с увеличительными приборами и лабораторными инструментами

Цель: познакомиться с устройством увеличительных приборов. Научиться пользоваться микроскопом.

Применяемое учебное оборудование и материалы: микроскоп, штативная и ручная лупа, предметное и покровное стекла, готовый микропрепарат.

Задания для выполнения:

Рассмотрите, как устроены обычная и штативная лупы. Во сколько раз они увеличивают изображение предметов? Чем отличаются?

Познакомьтесь с устройством микроскопа, назовите его составные части.

Не ставя готовый микропрепарат, но посматривая в объектив, постарайтесь добиться максимального количества света, используя зеркало.

Поместите готовый микропрепарат в микроскоп. Установите линзу с минимальным увеличением.

С помощью винтов настройки, смотря в объектив, добейтесь четкости изображения.

Смените линзу на большую. Вновь постарайтесь добиться четкости изображения, используя винты настройки.

Лабораторная работа

V Закрепление знаний.

Общий признак всех живых организмов - клеточное строение. Самый распространенный увеличительный прибор - лупа, с помощью нее можно рассматривать клеточное строение.

Заполнение таблицы, формулировка выводов

VI Работа со словарем

Клетка, увеличительные приборы, зрительная труба, штативная лупа, световой микроскоп, электронный микроскоп.

Самостоятельная работа

VII Заключительный

1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

2. Д/з: пар 5, зад стр 22,23

I. Впишите в клетки номера, соответствующие последовательности приготовления препарата из луковицы:

1. Накрывают препарат покровным стеклом.

2. Очищают луковицу от шелухи.

3.Снимают тонкую кожицу с выпуклой стороны луковицы.

4.На предметное стекло наносят немного воды.

5.Препаровальной иглой расправляют тонкую кожицу.

6.Устанавливают препарат на предметный столик.

II. Заполните таблицу, используя рис, 13.

Составные части микроскопа в соответствии с выполняемой ими функцией

Часть микроскопа

Выполняемые функции

1.

Направление света '

2.

Часть, в которую смотрим

3.

Подъем и опускание тубуса

4.

Направлен на микропрепарат

5.

Крепление тубуса

6.

Размещение препарата

7.

Опора всех частей микроскопа

8.

Местонахождение увеличительных стекол

Микроскоп - сложный прибор, позволяющий получать увеличенное изображение очень мелких предметов.

  1. Какие процессы происходят в клетке?

  2. Назовите виды увеличительных приборов, укажите их различия.

  3. Какие микроскопы бывают?

:•

  1. Назовите основные части микроскопа, их расположение.

  2. Из каких деталей состоят ручная и штативная лупы?

  3. Расскажите о строении объектива и окуляра, укажите их различия.

  1. Назовите части микроскопа и их функции.

Как готовят микропрепараты

infourok.ru


Смотрите также