г. Нижний Новгород, ул. Зайцева, д. 31

413-19-81
413-66-50

[email protected]

Архитектура в италии


Архитектура Италии

Италия – настоящая сокровищница нашей планеты. Нигде больше нет стольких значимых достопримечательностей. Прогуливаясь по итальянским улочкам, можно наткнуться на постройки из совершенно разных эпох. И нигде больше нет такого заботливого и бережливого отношения ко всем периодам своей истории, как у итальянцев. Здесь сохранились более 30 тысяч важных для истории церквей, 200 соборов и 60 тысяч капелл, 300 резиденций епископов и 40 тысяч дворцов, и это не полный перечень.

Архитектурные стили Италии условно можно разделить на следующие: — Архитектура Древнего Рима; — Архитектура византийского стиля; — Архитектура эпохи Возрождения; — Готический стиль; — Барокко.

Наверное, самое большое влияние на архитектурный стиль этой страны было оказано Древним Римом. Самой известной постройкой того времени считается Римский Колизей и Пантеон, который раньше был храмом богов, а сейчас мавзолей, где покоятся останки королей Савойской династии, а также знаменитого художника Рафаэля Санти.

Наверное, больше ни одна страна мира, кроме Италии, не может похвастаться такой красотой и богатством архитектурных форм. Нигде нету такого количества исторических памятников, дошедших до нас еще с древних времен. Путешествуя по Италии, туристы без всяких учебников запросто могут пройти экспресс-курс европейской истории – от Древнего Рима до ХХ века – настолько показательна и самобытна итальянская архитектура.

Как известно, «все дороги ведут в Рим», ведь именно здесь сохранилось больше всего древних построек. Не зря этот город называют «вечным». Одной из главных туристических достопримечательностей был и остается Колизей – свидетель событий более чем двухтысячелетней давности. Здесь проводились гладиаторские бои, публичные казни, спортивные турниры, звериные бои и другие, подчас очень жестокие, зрелища. Также сохранились такие образцы древнеримской архитектуры, как Римский форум и Пантеон.

С приходом христианской эпохи именно Италия стала родиной нового стиля в архитектуре – романского. Ярким примером архитектуры романского стиля являются базилики Сан-Дзено в Вероне, Сант-Амброджо в Милане. Затем во Флоренции, Пизе и других городах Тосканы грузный романский стиль сменяется более возвышенной готикой. Итальянская готика отличается спокойной уравновешенностью и гармоничностью. Ее образцами в церковной архитектуре являются кафедральный собор Санта Мария дель Фиоре во Флоренции, Базилика Святого Марка в Венеции. Светские здания, выполненные в готическом стиле – это Палаццо Веккьо во Флоренции, Дворец дожей в Венеции.

Попадая в Венецию сполна ощущаешь расцвет стиля барокко – роскошь и великолепие чувствуются в каждой архитектурной детали. Венецианские архитекторы сделали свой город одним из самых красивых в Италии. Венеция знаменита богато украшенными дворцами и базиликами в стиле барокко. Также здесь находится дворец Палаццо Вендрамин-Калерджи, расписанный художником Джорджоне и служивший домом композитору Вагнеру.

В эпоху возрождения Флоренция поистине была культурной столицей Италии. Здесь жили и работали Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти, Джанни Бокаччо, Данте Алигьери. Это центр итальянского Возрождения, поэтому флорентийская архитектура поражает гармонией форм и классическим великолепием.

Не менее известной постройкой древнеримской архитектуры является Римский Форум. Он дошел до наших времен в худшем состоянии, чем Пантеон, но его триумфальные арки, термы и храмы сохранились. Когда Италия стала христианской страной, то тут было построено великое множество базилик в византийском стиле. В начале 12 века стали появляться постройки в готическом стиле. К таким сооружениям можно отнести собор Санта Мария-дель-Фьоре и церковь Санта Кроче. В готическом стиле стали строиться и дворцы знати, например, дворцы Флоренции и Перудже. В конце 14 века наступила эпоха Возрождения. Основателем этого архитектурного стиля считается Брунеллески, построивший такие шедевры, как церковь Сан Лоренцо, знаменитый дворец Питти и часовню Пацци. Другим известным архитектором Донато Браманте был построен ватиканский собор Св. Петра, являющийся настоящим произведением искусства. Достраивал, кстати, этот собор Рафаэль Санти, а Микеланджело сделал купол.

После эпохи Возрождения пришло время стиля барокко. Этот стиль был основан Лоренцо Бернини и отличался роскошью, пышностью и могуществом построек. Здесь использовались различные пилястры, колоннады, скульптуры. Яркий пример такого стиля церковь Сан Карло. До сих пор в Италии можно встретить очень много сооружений стиля барокко, потрясающих воображение.

В Неаполе архитектурными достопримечательностями считаются резиденция монархов Королевства Обеих Сицилий — Королевский дворец, построенный в XVII веке, и Театр Сан-Карло (Real Teatro di San Carlo) – старейший оперный театр в мире с замечательной акустикой. Неоклассицизм – преобладающий стиль в неапольской архитектуре. Архитектура Италии – это символ победы над временем, и не только потому, что мы до сих пор можем любоваться древними зданиями, но и потому что в Италии по соседству могут находится здания, у которых сотни лет разницы в возрасте – и это придает Италии особую изюминку.

АрхитекторАрхитектураАрхитектура ИталииархитектурныйБерниниМикеланджело

architecturebest.com

Готическая архитектура Италии: история, здания, ФОТО

Архитектура средневековой Италии опиралась на римские традиции периода Античности, потому и не испытывала значительного влияния со стороны своих северных соседей. Готический стиль начал проникать в пределы Апеннинского полуострова только в конце XIV столетия, и не получил большого распространения, как в Германии и Франции. Но итальянская готика, со своими конструктивными особенностями, заняла свое обособленное место в мировой архитектуре.

Экскурс в историю

Итальянская архитектура своими корнями глубоко укоренилась в античности, и потому для городов Италии характерными были тонкостенные сооружения с колоннадами. Любое отступление от своеобразного римского стиля считалось варварством, а также признаком нищеты и убожества.

В римском стиле были выстроены все средневековые базилики, а также величественные дворцы аристократии и богатых горожан XII-XIV веков. Но в социально-экономическое и культурное пространство Италии в конце XIV – начале XV столетий все больше стали проникать традиции Севера. Среди этих нововведений был и изысканный и утонченный готический архитектурный стиль.

Но итальянские зодчие старались при возведении своих шедевров старались опираться на местные традиции, отчего готика в Италии обрела свой особый, самобытный колорит.

Кстати, на нашем сайте Topcafe.su вы также можете познакомиться с английской готической архитектурой.

Конструктивные особенности готики Италии

Италия была политически раздроблена, и потому в архитектурном аспекте каждая область имеет свои региональные особенности.

Готика на Апеннинском полуострове более сдержана, нежели во Франции и Германии. Стрельчатые готические арки, окна-розетки, витражи стали использовать при строительстве культовых и светских сооружений, но основой по-прежнему оставался романский стиль.

Итальянские архитекторы не увлекались вертикалью, даже при возведении высокие остроконечные башни. Их больше заботила размеренность, а также декоративные конструкции фасадов, в которые они талантливо вписывали готические элементы.

Готические здания Италии

А теперь пришло время представить культовые и светские здания Италии, которые выстроены в готическом стиле, или имеют в своей конструкции готические мотивы и элементы. Некоторые из зданий возводились с такими элементами задолго до массового проникновения в итальянские города готического стиля.

13

 Палаццо Капитано дель Пополо

На площади городка Орвието расположен один из старейших дворцов готического стиля, который начали возводить в 1250 году.

В его интерьере видны еще признаки монументальной романтики, но здание поражает своей изысканностью и благородством. Фасад здания украшен огромными арками, поддерживающими первый этаж дворца. На втором этаже разместили большие окна, а балконы выходят на рыночную площадь.

В 1315 году к дворцу пристроили колокольню. В разное время дворец использовался как учебное заведение, театр, а после реставрации, проведенной в конце ХХ века, Палацо Капитано дель Пополо стал конференц-залом.

12

 Палаццо дель Комуне в Пьяченце

В справочниках и туристических путеводителях часто употребляют и второе название этого сооружения, расположенного на площади Piazza Cavalli, Готический дворец.

Здание, в котором планировали разместиться чиновники городской управы, начали возводить в 1281 году. Средства на строительство выделил влиятельный городской коммерсант Альберто Ското. Он же пригласил лучших на то время архитекторов.

Итальянские зодчие мастерски вписали в монументальное здание стрельчатые арки и изысканные окна-розетки, характерные для классической готики. Готический дворец реставрировали в 1861 году, восстановив башню и зубчатые своды на крыше здания.

11

 Церковь Сан-Франческо в Ассизи

Это красивое культовое сооружение стало началом нового периода в итальянской архитектуре, и поворотным моментов развитии культурного развития Италии.

Выстроили церковь в середине XIII столетия, и в своем облике она соединяет в себе романские и готические элементы. Нижняя часть выстроена по римским традициям, а вот верхние интерьеры роскошного храма выстроили с применением новых эстетических конструкций готики. Интересно, но это двойная церковь, одна из которой разместилась над другой.

Синтез стилей стал новым словом в итальянской архитектуре, а знаменита церковь еще и своими великолепными фресками, изображающие популярные библейские сюжеты.

10

 Церковь Санта-Кьяра

Базилика, освященная в честь святой Клары, была выстроена в Неаполе в провансальско-готическом стиле, позже ощутила на себе влияние барокко.

Строительство главной монастырской церкви началось в 1310 году, а закончилось через 30 лет, в 1340. Король Роберт Мудрый инициировал строительство культового сооружения, чтобы сделать здесь усыпальницу правителей Анжуйской королевской династии. В эпоху Ренессанса закончили возведение колокольни, а также крытой колонной галереи, все элементы которой расписаны сценами из жизни Неаполя.

Сегодня это большой историко-религиозный комплекс, в который входят монастырские постройки, древние гробницы и уникальный археологический музей под открытым небом.

9

 Собор в Фиденце

Автором проекта кафедрального собора в городке Фиденце стал знаменитый архитектор Бенедетто Ангелами. Именно он был первым, кто стал переходить на просторах Италии от приземленного романского стиля к стремящемуся ввысь готическому стилю.

Туристов поражает изысканный фасад собора, и две величественные башни, стоящие справа и слева от главного входа. На стенах сохранились фрески древних мастеров, а в крипте церкви хранятся мощи покровителя сооружения Святого Доннино.

Выстроенный в XIII столетии собор стал поворотным пунктом в развитии религиозной архитектуры Италии, все больше начинающей тяготеть к готике.

8

 Церковь Санта-Кроче

Один из самых популярных и посещаемых гостями Флоренции памятников архитектуры Средних веков. Была построена в конце XIII-начале XIV века, а сейчас церковь Санта-Кроче самая крупная францисканская церковь.

Знаменита она не только изысканным готическим стилем, но и фресками. Нанесены на стены прославленным живописцем и архитектором Джотто ди Бондоне. А вот фрески главного алтаря расписаны Аньоло Гадди.

В росписи интерьеров церкви, капеллы и витражей принимали участие и другие известные итальянские художники, а скульпторы создали величественные скульптурные композиции, выставленные в нефах храма.

7

 Палаццо Публико

Городской дворец в Сиене выстроен в 1297-1310 годах, и сейчас величественно возвышается над площадью Пьяцца дель Кампо в исторической части города.

Здание возводили в строгом соответствии с городским законом, по которому все сооружения, выходящие на площадь дель Кампо, должны были иметь единый стиль фасада. Архитектор Конте ди Ринфредо великолепно справился с заданием, и возвел шедевр готической архитектуры, который и сегодня радует глаз местных жителей и гостей города.

Главным архитектурным памятником всего региона Тоскана является стройная башня Торре-дель-Манджа, входящая в комплекс дворца. Сейчас в красивом историческом здании располагаются муниципальные органы власти и исторический музей.

6

 Базилика Сант Андреа в Верчелли

Романтика и готика вписались и в интерьеры базилики небольшого городка Верчелли. Историки и архитекторы считают, что это сооружение стало первым строением в готическом стиле на территории Италии.

Начали строительство в 1219 г, а завершили в 1227 г, выстроив на территории аббатства госпиталь. Сохранив основные черты романского стиля, в базилику включили и готические конструкции. В первую очередь, это нервюрный стрельчатый свод нефа, а также парящие контрфорсы.

На фасаде красуется расписное окно-розетка, характерное для готических сооружений. Примечательно, что облик архитектурного памятника практически не менялся с середины XV столетия.

5

 Палаццо Ка-д’Оро

Красивейший Золотой дворец в Венеции, получил такое наименование из-за того, что в отделке интерьеров использовали сусальное золото. Итальянцы еще называют готическое здание над каналом Дворец Санта Софии.

Яркий пример венецианской готики возвели в самом начале XV века по заказу богатого патриция города Марино Контарини. Великолепный дворец возводили архитектор Джованни Бон и его сын Бартоломео. Ранее здесь стоял дворец в византийском стиле, и строительство Палаццо Ка-д’Оро ознаменовало новую эру в итальянской архитектуре.

Считается, что дворец в самобытной Венеции является самым красивым зданием, выстроенный в изысканном венецианском архитектурном стиле.

4

 Санта-Мария Новелла во Флоренции

Красивая церковь возвышается над одноименной площадью в самом сердце Флоренции недалеко от городского вокзала, который также назван в честь Святой Марии.

Выстроили ее на рубеже XIV-XV веков, а со временем она стала главной базиликой доминиканцев. Постройка сочетает элементы готики, а также раннего Ренессанса. Освятили ее в 1420 году, а на фасаде была нанесена надпись на латыни, где упоминался строитель Джованни Ручеллаи, сын Паоло, и год завершения строительства.

В храме находится множество священных реликвий, а также произведения итальянской живописи и скульптуры.

3

 Дворец Дожей

Есть в Венеции еще один красивый памятник готической архитектуры, возвышающийся сегодня над площадью Святого Марка.

Дворец начали возводить в 1309 г, а основные работы были завершены в 1429 г. Считается, что автором проекта выступил Филиппо Календарио. Массивная верхняя часть дворца покоится на ажурных арках, из-за чего создается ощущение перевернутости здания.

К главному входу с внутреннего двора ведет массивная лестница, названная «Лестницей гигантов». Сам же внутренний двор окружен колоннадой, а убранство и интерьеры здания поражают изысканностью и вычурностью декоративных элементов.

2

 Фонтан Маджоре

Удивительное сооружение работы Николо Пизанни и его сына Джованни, которое расположено на площади Пьяцца-Гранде в Перудже.

Красивый фонтан, который питается от естественного родника, украшен великолепными скульптурами, ставшими величайшими произведениями скульптурной готики. Фонтан состоит из двух бассейнов, отделанных розовым камнем и белым мрамором.

Фонтан украшают фигуры женщин с сосудами, а статуи двух правителей Перуджи XIII столетия мэра Маттео Корреджио и главы городской коммуны Эрамано да Сассоферрато.

Читайте также: Удивительные готические места Москвы.

1

 Миланский собор

Шедевр итальянской готической архитектуры выстроен в стиле, так называемой, пламенеющей готики из красивейшего белого мрамора. Начали строить его еще в 1386 г, а официально объявили о завершении строительства в 1965 году.

Главной реликвией и объектом поклонения верующих является золотая статуя Мадонны, стоящая у главного алтаря. В росписи храма принимали участие художники Возрождения, а архитекторами ведущие итальянские мастера. По лестнице можно подняться на крышу, где для туристов оборудована смотровая площадка.

Наполеон был так поражен красотой собора, что решил короноваться именно в этом красивейшем здании Европы. Стоит также отметить, что по вместимости собор в Венеции уступает в Европе только Севильскому собору.

Подведём итог

Готические соборы и знания Италии настолько самобытны, что вызывают удивление у архитекторов и историков. Историк искусства Пайль Франк, рассматривая здания Флоренции, воскликнул свою знаменитую фразу: «Неужели эта готика — на самом деле готика?». Но готические сооружения Италии отлично вписались в пейзажи итальянских городов, став неповторимыми визитными карточками и популярными среди туристов памятниками архитектуры.

topcafe.su

Шедевры архитектуры. Италия.

Мила́нский собо́р (итал. Duomo di Milano)  — кафедральный собор в Милане. Построен в стиле пламенеющей готики из белого мрамора. Строительство начато в 1386 году, однако завершилось оно лишь в начале XIX века, когда по распоряжению Наполеона закончено оформление фасада. Некоторые детали, однако, доделывались и позже: вплоть до 1965 года.   Agostino Caironi (1820-1907), Interno del Duomo di Milano 1872Всемирно известная четвертая по величине церковь в мире расположена в самом центре Милана и является его символом. Это позднеготическое чудо, которое содержит целый лес шпилей и скульптур, мраморных остроконечных башенок и колонн, сплетенных вместе паутиной парящих опор, провоцирует на эпитеты в превосходной степени: грандиозный, ошеломляющий, великолепный… 

           

Суперга (итал. Basilica di Superga) — католическая базилика, вздымающаяся над Турином на вершине одноимённого холма.

Отсюда в 1706 г. будущий король Виктор Амадей II и его кузен Евгений Савойский наблюдали за осадой города французами и испанцами. В случае успешного исхода битвы они дали обет возвести на этом месте храм.

     Галерея Виктора Эммануила II (итал. Galleria Vittorio Emanuele II) — пассаж в Милане, названный в честь короля Виктора Эммануила II. Галерея соединяет площадь перед Миланским собором с площадью перед театром Ла Скала. Она была построена по проекту архитектора Джузеппе Менгони в 1865—1877 гг.  Галерея в плане имеет форму латинского креста с восьмиугольным центром, украшенным мозаиками, изображающими четыре континента (кроме Австралии), а также аллегорические изображения искусства, земледелия, науки и промышленности. Сверху галерея покрыта куполом из стекла и железа.    Замок Ступиниджи (Palazzina di caccia di Stupinigi) — загородная резиденция монархов Савойского дома в одноимённом предместье города Никелино (10 км юго-западнее Турина). В Средние века собственность младшей ветви Савойского дома, охотничьи угодья в Ступиниджи в XVI веке принадлежали маркизам из рода Паллавичино. Король Виктор-Амадей II поручил Филиппо Юварре выстроить в Ступиниджи охотничий домик для пребывания двора во время выездов короля на охоту. Строительство началось в 1729 году и продолжалось с перерывами на протяжении всего XVIII века. Над отделкой внутренних покоев работали мастера из Венеции. 

В XIX веке Ступиниджи использовался монархами для проведения увеселительных мероприятий и свадебных празднеств. В настоящее время дворец занимает музей декоративно-прикладного искусства. На изначальное предназначение здания указывает статуя оленя на крыше.

Замок Раккониджи (Castello Reale di Racconigi) — загородная резиденция пьемонтских монархов в местечке Раккониджи близ Кунео. Первое упоминание о Раккониджи относится к 1000 году. В 13 веке это место было частью владений маркизов Салуццо. В 1620 году герцог Карл Эммануил I Савойский подарил эти владения своему сыну Томмазо Франческо Савойскому (родоначальнику Савойско-кариньянской ветви).В 1832 году замок Раккониджи получил статус королевской виллы.       Средневековые стены Модены (ныне заменённые бульварами) дают городу форму пятиугольника. Знаменитый своим скульптурным декором Моденский романский собор (Dom San Geminiano) (заложен в 1099) — памятник Всемирного наследия, равно как и стоящая поодаль кампанила 1319 г. постройки, ставшая со временем символом города.   Пала́ццо дель Те,(Palazzo del Te) — загородная вилла мантуанского маркиза Федерико II Гонзага в болотистой местности, окружающей Мантую. Построено за 18 месяцев в 1524—1525 годах по проекту Джулио Романо. Затем на протяжении 10 лет расписывалась самим Романо и его учениками. Представляет собой яркий образчик искусства маньеризма.      Базилика Сант Андреа (итал. Basilica di Sant’Andrea) — базилика в честь апостола Андрея Первозванного в городе Мантуя. Храм построен в форме латинского креста. Над средокрестием — одна глава. Алтарная часть образует абсиду. Главный фасад выполнен в виде древнеримской триумфальной арки. В ту пору крупнейшим авторитетом в проектировании храмов нового образца был Леон Баттиста Альберти. Он и получил заказ на проект нового храма для города Мантуя. Проект был создан, и в 1472 году началось строительство. Величественный храм понадобился городу для поддержки паломников, ибо монастырь хранил реликвию — флакон с кровью Христа, по преданию, собранной сотником Лонгином, который присутствовал на Голгофе. Альберти умер, и за реализацию его проекта отвечали другие зодчие...Храм получился величественным, но несколько дисгармоничным — из-за несогласованности его различных частей и из-за изменений, которые внесли разные архитекторы на протяжении строительства, и отступления от первоначального проекта Альберти. Более целостное и художественно выразительное впечатление производит интерьер базилики, который считают шедевром Альберти. В его подворе использованы те же образы древнеримской триумфальной арки, которые служат входами в храмовые часовни. Феррарский собор (официально итал. basilica Cattedrale di San Giorgio Martire)— крупнейший собор Феррары, местонахождение архиепископа Феррары и Комаккьо католической церкви.Собор представляет собой трехнефную базилику, начатую в романском стиле, в котором выдержан главный (западный) фасад, облицованный белым мрамором, с его резными круглыми окнами, многочисленными барельефами и тремя остриями. Центральным элементом фасада является опирающийся на две колонны портик (Protyrus), характерный для итальянской средневековой архитектуры. Его завершает лоджия со статуей Мадонны с ребенком, над которой размещены барельефы, изображающие сцены страшного суда. Главный портал, расположенный внутри портика, покрыт многочисленными барельефами с изображениями фантастических существ. Венчает его тимпан со св. Георгием.     Пизанский собор в честь Успения Пресвятой Девы Марии (итал. Duomo di Santa Maria Assunta) — кафедральный собор Пизы, часть ансамбля площади Пьяцца деи Мираколи. В ансамбль также входят падающая башня и баптистерий. Ансамбль создавался с XI по XIII века, в период наивысшего расцвета Пизы, и представляет собой один из наиболее значительных памятников романской архитектуры Италии.      Das Baptisterium in Pisa (ital. Battistero di Pisa) ist die Taufkirche des Doms in Pisa. Пиза́нская башня (итал. Torre pendente di Pisa) — колокольная башня, часть ансамбля городского собора Санта-Мария Ассунта (Пизанский собор) в городе Пиза. Строительство башни было закончено в 1360 году. Башня получила прозвище «Падающая башня» и всемирную известность благодаря тому, что она сильно наклонена и как бы «падает».

Башня имеет 294 ступеньки. Высота башни составляет 55,86 м от земли на самой низкой стороне и 56,7 м на самой высокой стороне. Диаметр основания — 15,54 м. Толщина наружных стен уменьшается от основания к вершине (у основания — 4,9 м, на высоте галерей — 2,48 м). Её масса оценивается в 14 453 т. Текущий наклон составляет 3° 54.

Башня является колокольней католического собора Campo dei Miracoli (поле чудес) и, без сомнения, является одной из самых замечательных колоколен Европы. Архитектура ансамбля имела большое влияние на монументальное искусство Италии XII—XIV столетий.

 http://www.liveinternet.ru/users/oksana_mueller/post219202984/

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

art.mirtesen.ru

Итальянский стиль в архитектуре: описание и фото

Как ни странно, но итальянский архитектурный стиль появился в Великобритании. Вдохновением для него стали фермерские постройки из кирпича, с типичными квадратными башенками и черепичными крышами. Так проявилась реакция архитекторов на строгий формализм, который был доминирующим течением того времени. Постепенно стиль обосновался в Америке, а к 1830-ым годам местные зодчие адаптировали его под свои взгляды. Благодаря этому направлению, архитекторы получили возможность творить в более свободной манере, чем того требовали жесткие рамки предыдущих направлений. Именно в англоязычных странах итальянский архитектурный стиль получил наибольшую популярность, и уже оттуда он перекочевал в другие места.

Итальянский стиль в архитектуре

Он совместил в себе детали итальянского Ренессанса, Палладианства и Неоклассицизма. Благодаря такому миксу, стиль приобрел характерные черты и ярко выраженную эстетику, получив второе название – «Нео-Возрождение». Основателем направления был Джон Нэш, автор первой итальянской виллы в Великобритании. Небольшой домик, похожий на фермерскую постройку, стал прототипом архитектуры позднего Регентства и Викторианской эпохи в ранний период. Последователем Джона Нэша стал Сэр Чарльз Барри, который в 30-х годах XIX века интерпретировал стиль в своем понимании, взяв за основу итальянский Ренессанс.

Архитектурное направление с южным колоритом развивалось не только в Великобритании, различные формы и вариации итальянского стиля использовались еще продолжительное время на севере Европы и в Британских колониях. Во второй половине девятнадцатого века он приобрел популярность в США, распространяемый Александром Джексоном Дэвисом. Невзирая на помпезные черты, дома в итальянском стиле стали достоянием разных слоев населения. Модные веяния того времени не обошли стороной и общественные здания – в итальянском стиле стали оформляться вокзалы, школы, библиотеки и других публичные постройки.

Характерные черты и особенности

Хотя итальянский архитектурный стиль и сформировался в Британии, он стал собирательным образом, в котором воплотились черты, характерные для разных областей страны. Облик домов может варьироваться в стилевых рамках, но есть нечто общее, что их объединяет:

  1. Невысокие черепичные кровли;
  2. Широкие карнизы на кронштейнах;
  3. Декоративная башня на крыше, часто с куполом и панорамным остеклением;
  4. Арочные или узкие «в пол» окна;
  5. Угловые эркеры;
  6. Несколько этажей;
  7. Подшив кровли деревом;
  8. Кованые перила на крыше, лоджиях и балконах.

Отличительной чертой дизайна стало умиротворение солнечного полуострова. Итальянцы обладают ярким темпераментом, а стиль характерен традиционностью и сдержанностью. Здесь явно прослеживается влияние чопорных англичан. Они, как любители соблюдать традиции, сохранили эту концепцию и в своем новом архитектурном направлении. В результате получился симбиоз итальянского темперамента и английского постоянства. Здесь чувствуется дыхание античности и непритязательность кантри, сочетание монументальности и простоты, это и является главным отличием той вариации стиля, которая получила наибольшее распространение в мире. Любовь к внутренним дворикам трансформировалась в большие лоджии-террасы, с арочными пролетами, большими окнами-дверями и декоративными перилами. Толстые внешние стены из камня подчеркивают ощущение сельской повседневности. Планировка домов стандартная, европейская, но вот внешний вид разительно отличается от них. Сразу бросается в глаза цвет фасадов. Палитра оттенков богата и разнообразна: шоколадный, винный, персиковый, желтый, фиолетовый, тирамису. Каждый из цветов может варьироваться в рамках своих оттеночных и тоновых градаций. Часто используется сочетание двух разных фактур и оттенков (например, кирпич и штукатурка).

Итальянский стиль привлекателен в своей натуральности и кажущейся простоте. Изначально использовались только природные строительные материалы, но с течением времени и развитием технологии стали доступны качественные их имитации. Благодаря этому бюджет на строительство уменьшился, а данный стиль увеличил количество своих последователей. Для «итальянских» вилл и домов характерно использование следующих материалов: — черепица; — камень; — штукатурка;

— древесина.

Кирпичные и каменные колонны часто сочетаются с гладкими однотонными стенами, а кладка может состоять из нескольких цветов. Вынесенные наружу трубы печного отопления обязательно украшены декоративными башенками. Часть фасада может быть облицована камнем, или стены покрываются им полностью. Изначально строения целиком возводились из известняка или скальных пород, сейчас, есть более легкие способы строительства и последующего декорирования.

Итальянский стиль в архитектуре вариативен и демократичен, в некоторой степени эклектичен, и, тем не менее, всегда современен. Сочетание простоты и определенной доли роскоши делают его непохожим на другие архитектурные направления, и всегда узнаваемым.

Локальные цвета фасадов и конструктивные особенности выделяют дома в итальянском стиле среди прочих построек. А для большего погружения в атмосферу такие виллы дополняются гравийными подъездными дорожками, оливковыми деревьями и характерным ландшафтным дизайном на участке. Данный стиль наполнен умиротворением и уютом, оставаясь при этом ярким и узнаваемым.

Дома в итальянском стиле — фото

rehouz.info

Архитектура Италии. Какие стили преобладают в архитектуре Италии?

Отношение к архитектурным свидетельствам прошедших эпох в Италии аполитично и толерантно, не зависит от политических настроений и предпочтений, поддерживает уважение к каждой минувшей эпохе. Например, никто не собирается сносить памятник Ленину на острове Капри, дважды приезжавшему погостить к Максиму Горькому в 1908-1910 годах. Этот памятник – такая же достопримечательность острова, как и Синий грот. В Риме сохранен не только Форум Муссолини и обелиск с четкой надписью MussoliniDux, но и постройки фашистского периода. Квартал EUR, где при фашизме началось строительство комплекса так и несостоявшейся Всемирной римской выставки, достраивался по старым планам в 1950-1960 годы. И такое отношение к памятникам архитектуры характерно для всей Италии.

Итальянские города можно читать как учебник истории, переходя от одной эпохи к другой как с одной площади на другую. Нет в мире страны, обладающей столькими архитектурными сокровищами. Вот некоторые цифры:

  • в стране около 30 тысяч исторически значимых церквей
  • 200  соборов
  • 60 тысяч капелл и часовен
  • 29 тысяч архивов
  • 300 архитектурных комплексов
  • 300 епископских резиденций
  • 40 тысяч дворцов, замков и крепостей
  • 20 тысяч городов и поселков с историческими центрами, находящимися под охраной государства.

Архитектура Древнего Рима Поэтому не удивительно, что архитектура Италии на протяжении многих веков сохраняет в себе следы Древнего Рима и эпохи Возрождения. Из древнеримского периода самая известная постройка – Пантеон или Храм всех богов. Сейчас Пантеон – это национальный мавзолей. Здесь находятся останки Рафаэля Санти, знаменитого художника и архитектора эпохи Возрождения. Здесь же находится усыпальница королей Савойской династии. Римский Форум сохранился значительно хуже, но осталось постройки, составляющие ансамбль Форума: колонны, триумфальные арки, храмы, термы. Римский Колизей так же относится к памятникам архитектуры Древнего Рима. Во время принятия Италией христианства, здесь стали строить базилики в византийском стиле – первые христианские храмы.

Памятники архитектуры в готическом стиле в Италии стали появляться в начале XII века. Самые известные архитектурные шедевры этого стиля находятся во Флоренции:

  • церковь Санта Кроче
  • собор Санта Мария-дель-Фьоре
  • церковь Санта Мария Новелла

Санта Мария-дель-Фьоре во Флоренции:

В конце XII и светские здания, дворцы и замки стали строить в стиле готика. Возводились они в центрах общественной жизни итальянцев – на крупных площадях, пьяццах (piazza). В готическом стиле построены дворцы в Перудже, Бреши, Комо, Флоренции. Например, Старый дворец во Флоренции – Палаццио Веккьо на площади Синьории, построенный архитектором Арнольфо ди Камбио в конце XIII – начале XIV века.

Архитектура эпохи Возрождения в Италии. Готический стиль постепенно перестал применяться архитекторами Италии к концу XIV века. Наступает эпоха Возрождения или Ренессанса итальянской культуры и искусства. Родоначальник архитектуры эпохи Возрождения в Италии - Филиппо Брунеллески из Флоренции. Именно по его проектам отстроены церковь Сан Лоренцо, дворец Питти, часовня Пацци. Знаменитый купол к Санта Мария-дель-Фьоре – творение именно этого архитектора. Другой известный архитектор эпохи Возрождения – Донато Браманте. По его замыслу построены дворец Канцелярии и церковь Сан Пьетро-ин-Монторио в Риме, монастырский дворик святого Амвросия в Милане, собор святого Петра в Ватикане. Все они являются памятниками архитектуры в Италии.

Наивысший расцвет культуры эпохи Возрождения наступает в XIV веке. Именно в это время архитектура Италии больше всего выражала идеи гуманизма и веру в творческое и духовное могущество человека. Эстетические идеалы итальянцев смогли выразить в  своих архитектурных фантазиях Микеланджело Буонарроти и Рафаэль Санти.

Рафаэль Санти закончил строительство начатого Браманте собора святого Петра.

Микеланджело известен как автор таких скульптур как: Пьета (Оплакивание Христа), Давид, Моисей, гробницы Лоренцо и Джулиано Медичи. Как архитектор он прославился, сделав купол собора святого Петра в Ватикане.

Леонардо да Винчи создал архитекторский план идеального города, продумал и воплотил на бумаге план двухуровневых, раздельных друг от друга дорог для экипажей и пешеходов в таком городе.

Архитектура Италии 17 века. Стиль барокко зародился именно в Италии, он пришел на смену архитектуре эпохи Возрождения в конце XVI – начале XVII века.

Барокко – вычурный, фантазийный, пышный стиль в архитектуре. Был призван создавать иллюзию роскоши, могущества в постройках при помощи определенных приемов живописи и скульптуры. Для создания размаха и масштабности используются колоннады, скульптуры, пилястры. Атланты и кариатиды – признаки архитектуры в стиле барокко. Все детали архитектурных ансамблей визуально связаны между собой, ни одна колонна или статуя не рассматривается как отдельный элемент. Все смотрится и воспринимается как единое целое: отделка внутренних помещений, фасадов, садово-парковых сооружений.

Представитель этого стиля, Лоренцо Бернини, создал колоннаду из 284 колонн на площади святого Петра в Риме. Колоннада служит как искусственная перспектива собора святого Петра, зрительно увеличивает его. Одноименные площадь и собор служат прекрасным примером градостроительного решения в стиле барокко. На площади Навона до сих пор действует его фонтан Четырех рек со скульптурными фигурами, символически изображавшими реки Ганг, Дунай, Ла-Плата и Нил. Другой яркий представитель этого направления, Франческо Борромини построил церковь Сант Аньезе и церковь Сан Карло напротив фонтана Четырех рек.

Церковь Сан Карло служит прекрасным образцом барочной архитектуры Италии XVII века. В облике этой церкви представлена вся совокупность элементов стиля барокко: четкая система колонн с неровной, волнами поверхностью стен, разорванные фронтоны, уместная скульптура и яркий декор.

o-italia.ru

Общее развитие искусства в Италии | История архитектуры

Готическое искусство существовало в Италии только в качестве искусства, занесенного извне; за ним сохранилось название германской архитектуры, и это название говорит, во всяком случае, об его чужеземном происхождении.  

Заимствуя у готики ее приемы и применяя их в строительстве из кирпича, итальянцы пользуются ими все же с чрезвычайной осторожностью. Аркбутан, являвшийся существенным элементом архитектуры по ту сторону Альп, едва известен итальянцам: в конструкции сводов они довольствуются античными приемами или же прибегают к затяжкам.

В деталях у них встречаются мотивы, чуждые духу готики: стрельчатые арки, выложенные кладкой напуском по наружной поверхности, или же (рис. 373, А) стрельчатые арки, линии швов кладки которых пересекаются в одном центре. Если Италия лишена богатства готической архитектуры, зато она не знает и заблуждений готики: ее декоративные элементы сохраняют простоту, связанную с воспоминаниями об античности. Кампо Санто в Пизе, собор во Флоренции (рис. 373, В) служат образцами строгости итальянского стиля в то время, когда французская архитектура вступает на путь увлечения «пламенеющим» стилем. Некоторые памятники, как баптистерий во Флоренции (рис. 374), заставляют еще в глубине средневековья предчувствовать веяния лучшей поры ренессанса.

Примечание: Флорентийская крещальня XII в. является одним из главных памятников проторенессанса. См. о ней К. Swоbоda. Das Florentiner Baptisterinm, 1918, и его же статью в «Kunstwissenschaftliche Forschungen», II, 1933.

Рис. 373 
Рис. 374

Существенное отличие итальянской готики от французской заключается в том, что, в то время как во Франции форма служит лишь выражением конструкции, в Италии декоративные элементы являются украшением, накладываемым на остов здания уже после его постройки. В Италии, как и у античных римлян, конструкция и декоративные элементы строго различаются, настолько, что мы иногда видим, как после окончания постройки большого здания только еще объявляется конкурс на проект капители или карниза. В старых дворцах Болоньи или Сиены (рис. 373, А) стены построены из кирпича, а орнаменты сделаны из терракоты и почти всегда установлены после окончания постройки.

Иногда фасад, возведенный вчерне, покрывается второй, декоративной, стеной, в которую вводятся мраморные инкрустации, более или менее повторяющие византийскую облицовку церкви св. Виталия или св. Марка. Так декорированы верхние поверхности стен в Милане, Болонье, Флоренции, Орвието, Сиене.

Эта независимость орнаментации от остова здания делала итальянскую готику изменчивой в самой ее сущности. Декорация, нисколько не связанная с конструкцией, чрезвычайно легко поддается требованиям вкуса и извращениям моды. Эту чисто поверхностную орнаментацию итальянцы в средние века обрабатывали в готическом стиле.

Когда же в XIV в., благодаря Поджо и Петрарке, античность снова завоевывает себе признание, архитектуре не приходится прибегать к коренной перестройке: она так же легко делается римской, как прежде была готической, — изменяется только ее оболочка. В Италии ренессанс сводится только к изменениям в системе декорирования, во Франции же он встретит препятствие в самой системе традиционного строительства.

Очаги Ренессанса и его основные этапы

Возрождение архитектуры происходило в ту же эпоху, что и возрождение литературы; оно было вызвано тем же идейным течением, которое заставляло ученых и поэтов раскапывать памятники языческой литературы, но проявилось лишь сто лет спустя после возрождения литературы.

Статуарная скульптура была первым видом искусства, вступившим на новый путь. Движение в живописи началось позднее. В архитектуре оно совершалось еще более медленно. Архитектурные украшения колокольни во Флоренции принадлежат живописцу Джотто; но в них, кроме некоторой общей строгости линий, нет ничего, что напоминало бы античные формы. Прямое и сознательное подражание классическим образцами начинается только в XV в.

Прежде чем перейти к анализу строительных приемов, мы считаем полезным охарактеризовать основные этапы ренессанса; благодаря прекрасным трудам Буркхардта, Геймюллера и Мюнтца, их хронология теперь установлена.

Общие формы в эпоху от Орканья до Браманте, эпоха Брупеллеско. — Первым шагом была замена стрельчатой арки полуциркульной. Эта замена впервые наблюдается в деталях очаровательного флорентийского портика, известного под названием Бигалло. Одним из немногих памятников XIV в., в которых стрельчатая арка была совершенно изгнана, является лоджия деи Ланчи (рис. 375, L), построенная во Флоренции около 1380 г. архитектором-живописцем Орканья. Стрельчатая арка держится до середины XVI в., особенно в венецианской архитектуре; во дворе дворца Дожей мы видим одно из последних ее применений. В лоджии Ланчи полуциркульная арка покоится, как и в соборе Флоренции, на пучках колонок чисто готического характера.

Рис. 375

Только в первой половине XV в., при Козимо I, флорентиец Брунеллеско заменяет готический устой римской колонной. Пример Р на рис. 375 заимствован из капеллы Пацци (около 1430 г.); архитектура уже совершенно порвала со средневековыми формами, ордера воспроизводятся с их характерными признаками и с глубоким пониманием сущности их пропорций; идея модульных пропорций завоевывает признание вместе с восстановлением античных ордеров. В этом двойном нововведении заключается весь ренессанс.

Примечание: В связи с новейшими исследованиями Жолтовского, Хэмбиджа, Месселя и др. в области архитектурных пропорций, вопрос о модульной системе, учение о которой основывается главным образом на Витрувии, подвергся в последнее время коренному пересмотру. См. Н. Врунов, Альбом архитектурных пропорций, М. 1935.

Архитектура вновь проникается духом классической красоты в его наиболее совершенном и чистом виде. Все содействует окончательному раскрытию прошлого, которое искусство стремится возродить к жизни.

Середина XV в. — это то время, когда книгопечатание распространяет идеи Возрождения, а гравюра широко популяризует его шедевры. Взятие Константинополя заставляет хлынуть в Западную Европу все традиции византийского мира; был момент, во время флорентийского церковного собора, когда можно было думать, что два мира сольются, чтобы объединить свои усилия для достижения общего прогресса. Середина XV в. представляется нам эпохой, предопределенной для взлета мысли. Все искусства достигают расцвета: скульптура в эпоху Гибертн и Донателло доходит до законченного совершенства в передаче жизненных форм, живопись в творчестве Мазаччо освобождается от своих последних оков.

Первым очагом архитектуры ренессанса явилась Тоскана, первый ее период олицетворен в Брунеллеско. В античность едва только начали всматриваться, когда этот великий человек уже завершил дело обновления; к его смерти (1446) ренессанс уже утвердился в Тоскане; в то время, когда во Франции еще строились такие здания, как дворец Жака Кэра или готические церкви, как Сент-Уан в Руане, во Флоренции воздвигались палаццо Питти, церковь Сан-Спирито и купол Санта Мариа деи Фьоре.

В Тоскане дело возрождения продолжают Микелоццо, Росселино, Джулиано да Сангалло. Из Тосканы движение распространяется на всю Италию с чисто революционной стремительностью: сам Брунеллеско переносит  свои  новые  идеи  в   Милан,  в  Феррару;   около 1446 г. Римини их воспринимает от Леон-Баттисты Альберти, универсальнейшего гения, чрезвычайно начитанного, математика, изобретателя, писавшего об искусстве, организовавшего поэтические состязания и оставившего нам Пантеон Малатеста (рис. 376, М).

Рис. 376

В Павии так же быстро прорастают семена, заброшенные флорентийскими мастерами, но местный архитектор Омодео вносит изменения и создает более свободный и менее правильный стиль своего Картезианского монастыря (Чертоза). В этом монастыре (рис. 376, N), орнаментированном около 1490 г., нет ни гармоничности пропорций, ни чистоты деталей, присущих фасадам Альберти, но он поражает и подкупает нас своей пышностью. Роскошь деталей доходит до избытка: глазу не на чем отдохнуть, профили изобилуют, колонны превращаются в канделябры. Мы здесь далеки от скромной красоты первого периода, но это искусство живо и доступно для всех.

Поэтому влияние павийской школы было огромно. Оно не только распространилось на всю Миланскую область и дошло до Южной Италии, но проникло даже в Германию, Францию и Испанию: дворец в Севилье и французские замки царствования Франциска I происходят в гораздо большей степени от Картезианского монастыря, чем от суровой архитектуры Брунеллеско и Альберти. Но останемся пока в пределах Италии.

Рим присоединяется к движению ренессанса, только окончательно покончив с западным расколом, при Николае V (около 1450 г.); и в Риме первыми провозвестниками нового искусства являются тосканцы.

Леон-Баттиста Альберти и Росселино представляют собою первое поколение архитекторов, их продолжателями будут при папах Пие II и Павле II — Майано, Пьетрасанта (дворец Венеция — рис. 377, V, церкви Сан-Пьетро ин Винколи, Санта Мариа делль Анима, Сант-Аугустино).

Рис. 377

В Болонье скульптурный орнамент, покрывающий фасады домов, теряет свой готический характер уже с середины XV в. Неаполитанская архитектура также подпадает под влияние павийской и тосканской школ. Арка Альфонса V — произведение миланца; Порта Капуана (Капуанские ворота) — произведение флорентийца.

В свою очередь, и Венеция освобождается от византийских и готических традиций, державшихся там благодаря постоянным сношениям с другими странами. Здесь носительницей новых идей была семья Ломбарде, создавшая новый стиль, менее строгий, чем тосканский, и менее фантастический, чем стиль Чертозы, но оригинальный, блестящий и вполне гармонировавший с местоположением города и с нравами жителей. Палаццо Калерджи — архитектурный шедевр этой колористической школы; палаццо Манцони — произведение, в котором лучше всего чувствуются ее свободные и живописные тенденции.

Отныне вся Италия охвачена ренессансом. Период отдельных местных попыток уже пройден. Ренессанс становится единым; искусство достигает полной зрелости, и эта зрелость — не что иное, как общий возврат к стилю, созданному Брунеллеско. Произведения последующего периода отличаются одно от другого только более или менее четким выражением изящества или величия.

Второй период ренессанса. Браманте. — Конец XV в. был эпохой полного расцвета для всех видов искусства. В области скульптуры — это первые выступления Микельанджело; в области живописи — это господство умбрийской школы, главой которой был Перуджино.

В области архитектуры Браманте занимает то же место, какое в первый период ренессанса принадлежало Брунеллеско. Браманте, являвшийся недолгое время лишь продолжателем в Миланской области традиции, шедшей из Павии от Чертозы, быстро освобождается от этих влияний и создает свой собственный стиль, не уступающий по чистоте линий ни раннему ренессансу, ни античности. Он распределяет эффекты с таким совершенным чувством меры, какое является отличительным признаком великих эпох.

Школа Брунеллеско и Альберти не знала иного правила для расчленения фасада, кроме однообразного распределения пилястров. В 1495 г. Браманте вводит в палаццо Канчелла-риа чередование пролетов неодинаковой ширины, что придает архитектуре известное ритмическое разнообразие.

Примечание: Одной из главных фактических ошибок Шуази является приписывание дворца Канчеллариа в Риме Браманте, что основывается на ошибке Вазари, который упоминает этот дворец на первом месте среди построек, возведенных Браманте в Риме. Источники доказывают, что постройка Канчеллариа началась в I486 г., а в 1489 г. большая часть фасада   была   уже   окончена.   Правда,   правая   часть   фасада   относится к 1495 г., и эта дата ошибочно отнесена Шуази ко всему зданию. Между тем, Браманте приехал в Рим лишь около 1500 г. Весь стиль дворца указывает на архитектуру Альберти, на многочисленные постройки второй половины XV в., выполненные в Риме школой Альберти. Дворец Канчеллариа представляет собой дальнейшее логическое развитие идей палаццо Ручеллаи во Флоренции, построенного в 1446— 1455 гг. Альберти, который с 1432 г. до самой своей смерти находился на службе у папы. Однако Канчеллариа все же заложена только через 14 лет после смерти Альберти. По-видимому, для Канчеллариа широко использованы чертежи альбертиевского проекта Ватиканского дворца.

Еще нет ни тени условности, формализма, — стиль в одно и то же время и строг и свободен. Мы попытаемся дать представление о нем на примере двора около церкви Санта Мариа делла Паче в Риме (рис. 377, М), где так четко, оригинально и непринужденно комбинируются пилястры, колонки и аркада.

Когда папа Юлий II поручил Браманте перестроить собор св. Петра, Браманте сумел соединить в своем проекте легкость с ни с чем несравнимой величественностью. Его творение, от которого, к сожалению, остались только незаконченные кладкой стены, а также эскизы, благоговейно собранные Геймюллером, было бы воплощением самого возвышенного и самого жизненного искусства после золотого века Греции.

Эпоха Браманте — это эпоха Юлия II. Юлий II умер в 1513 г., Браманте едва на один год переживает папу, достойным выразителем замыслов которого он был. После Браманте, при папах из дома Медичи — Льве X и Клименте VII, при папе Павле III из дома Фарнезе во главе архитектурного развития стоят Перуцци и два Антонио да Сангалло (Старший и Младший).

Рис. 378

Искусство уже утрачивает обаяние юности, которое оно сохраняло при Браманте, и принимает характер чисто римской величественности. Ордера разрабатываются в стиле, показанном на рис. 378, А (двор палаццо Фарнезе архитектора Антонио да Сангалло Младшего, около 1530 г.). Архитектура претерпевает то же изменение, какое за несколько лет до того было внесено в живопись Рафаэлем: она усваивает более торжественную и более строгую манеру, но, конечно, ценою жертв.  

Академический период и эпоха упадка. — Продолжим наш синхронический обзор искусств: отдельные виды искусства развиваются параллельно, и история одного из них освещает историю другого.

Начиная с середины XVI в., итальянская живопись принимает академический характер; приближается тот период, когда искусство стремится превратиться в метод. Уже можно предвидеть появление Карачи. Те же тенденции проявляются и в архитектуре. Микельанджело, опередивший свой век даже в своих ошибках, стремится избежать монотонности комбинированием прерываемого фриза и ломаных фронтонов, как это можно наблюдать на гробнице Юлия II. Под его непреодолимым воздействием искусство стремится отрешиться от подобающего ему спокойствия.

Якопо Сансовино, Палладио и Виньола противодействуют этим крайностям. Виньола и Палладио могут рассматриваться, как представители классической традиции, Микельанджело — как инициатор вольных новшеств.

Рис. 379

Рис. 378 и 379 характеризуют противоположные тенденции обеих школ. На рис. 378 сопоставлены портик Сангалло (А) и аркада базилики в Винченце (В), декорированная Палладио около 1550 г. На рис. 379 приведены композиция Микельанджело (Порта Пиа в Риме — Р) и фрагмент архитектуры Виньолы (ворота дворца в Капрароле — С). В творениях Виньолы и Палладио можно усмотреть такие вольности, каких не допускал ранний ренессанс, но все же в них еще доминирует строгая правильность.  

Палладио и Виньола нашли себе продолжателя в лице Доменико Фонтана, деятельностью которого заканчивается XVI в. Но в окончательном итоге возобладало то направление, начало которому было положено Микельанджело.

Искусство XVII в. олицетворяют Бернини и Борромини. Бернини в колоннаде на площади св. Петра сумел поставить предел увлечениям; в остальных его произведениях общее впечатление ослаблено изысканностью (лестница в Ватикане, памятники на площади Навона).

Борромини, еще сильнее утрировавший этот беспокойный стиль, расточает причудливые детали в церкви Сант-Аньезе и во внутренней орнаментировке церкви Сан-Джованни ин Латерано.

После Бернини и Борромини упадок усиливается с каждым днем, завершаясь в конце XVII в. такими фантастическими планами, как проекты Гварини, в которых архитектура стремится поражать изобилием украшений и ухищрениями сложной каменной кладки.

Примечание: Шуази понимает под ренессансом архитектуру Италии XV, XVI и XVII вв., т. е. архитектурные стили ренессанса и барокко, который развился из зодчества Возрождения начиная с 20-х годов XVI в. В этом отношении исследование Шуази очень устарело: по своей общей методологической установке и по своим основным воззрениям на развитие европейской архитектуры нового времени Шуази разделяет господствовавшее в свое время мнение, что архитектурный стиль барокко не является полноценным самостоятельным стилем и представляет собой лишь вырождение и упадок ренессанса. Книга Вёльфлина «Ренессанс и барокко» (1888 г.) в корне отвергла этот традиционный взгляд. После Вёльфлина архитектурный стиль барокко многократно подвергался углубленному и разностороннему исследованию, в результате чего было выяснено, что с 20-х годов XVI в. и в XVII в. в Италии было создано в области архитектурно-художественной композиции очень много ценного и нового, причем эти достижения итальянского барокко легли в основу последующего зодчества Европы. Особенно важны исследования Франкля, Бринкмана и Зедльмайра (P. Frankl, Die Entwicklungsphasen der neuren europaischen Baukunst, 1914; A. Brinckmann, Die Baukunst des 17. und 18. Jh. in den romanischen Landem; H. Sedlmayr, Borromini, 1930). После появления книги Шуази накопилась огромная литература, посвященная архитектуре ренессанса и барокко в Италии. Всеми этими исследованиями неоспоримо доказано, что архитектура итальянского барокко создала и разработала совершенно новые принципы в области самых основных архитектурно-художественных проблем: она по-новому разрешила композицию внутреннего пространства и наружных масс здания, трактовку стены, связь здания с бытовыми процессами, для которых оно предназначено, соотношение здания с окружающим его ландшафтом и т. д. и т. д.

Современное искусствознание внесло еще одну очень существенную поправку в общую концепцию Шуази — по вопросу о классификации европейской архитектуры XV— XVIII вв. по периодам. Теперь признается, что в области архитектуры Италия была ведущей страной в Европе с начала XV и до середины XVII в.; начиная же с середины XVII в. и до XIX в. эта ведущая роль перешла к Франции. Архитектура ренессанса и барокко — явления по преимуществу итальянские, только отголоски их достигали Северной Европы, где очень долго держались элементы готики, которая в Италии никогда не пускала глубоких корней. Французская архитектура XVII в. уже не может быть определена, как стиль барокко. В XVII в. во Франции складывается своеобразный французский классицизм, влияние которого еще в XVII в. заметно и в Италии. В XVIII в. французский классицизм XVII в. постепенно переходит в рококо, а потом во французский классицизм XVIII в., и ампир начала XIX в.

Глава «Общее развитие искусства в Италии» раздела «Ренессанс» из книги Огюста Шуази «История архитектуры» (Auguste Choisy, Histoire De L'Architecture, Paris, 1899). По изданию Всесоюзной академии архитектуры, Москва, 1935 г.

totalarch.ru


Смотрите также